Звезда в соседней галактике изменилась всего за четыре года

Звезда Вольфа — Райе, названная BELLS 1, находится в соседней Галактике Треугольника. Она заинтересовала ученых тем, что всего за 4 года в ней появилась новая эмиссионная линия. Астрономы говорят, что это свидетельство того, что она быстро эволюционирует и вскоре вспыхнет как сверхновая.

Звезда Вольфа-Райе
Звезда Вольфа — Райе. Источник: Википедия

Звезда Вольфа — Райе в соседней галактике

Недавно внимание астрономов привлекла звезда BELLS 1, находящаяся в соседней с Млечным Путем системе М33, которую также называют Галактикой Треугольника. Она относится к звездам Вольфа — Райе, которые известны своим достаточно странным поведением.

Они рождаются как очень горячие и массивные светила, которые быстро «выжигают» водород и приобретают чрезвычайно сильный звездный ветер, «выдувающий» их внешние оболочки в космос и формирующий красивые туманности. BELLS 1, чье название расшифровывается как «световой источник с широкой эмиссией, излучающий звезды Вольфа — Райе», является их типичным представителем.

BELLS 1 открыли в 2018 году с помощью обсерватории Кека, расположенной на вершине вулкана Мауна-Кеа на Гавайях. Еще тогда ученых поразил чрезвычайно богатый спектр этой звезды. Его причиной являются звездные ветры, имеющие скорость от 3,5 до 8,7 млн км/ч.

Быстрая эволюция звезды

Однако ученых больше всего поразило то, что они увидели, когда попытались исследовать BELLS 1 в 2022 году. Четырьмя годами ранее они наблюдали в ее спектре три яркие эмиссионные линии. Теперь же к ним присоединилась четвертая.

Хотя кажется, что промежуток, измеряющийся годами, — это достаточно долго, в случае процессов, которые происходят на звездах, такие промежутки времени чрезвычайно короткие. Потому что для большинства светил все, что произойдет «вскоре», — это следующие тысячи и десятки тысяч лет.

Похоже, что в случае звезд Вольфа — Райе эволюция действительно измеряется годами и десятилетиями, то есть мы видим их в чрезвычайно скоротечный период их существования. Для BELLS 1 — это завершающий этап жизни, которая длится 10 млн лет, и он закончится яркой вспышкой сверхновой.

Вообще только в нашей Галактике известно около 200 звезд Вольфа — Райе. И астрономы убеждены, что еще 1–2 тысячи мы просто не видим из-за плотных газопылевых облаков. Однако они там есть и рано или поздно проявят себя вспышками сверхновых.