У звезды Барнарда найдена экзопланета

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Астрономы, участвующие в проектах Red Dots и CARMENES, объявили об открытии экзопланеты, обращающейся вокруг знаменитой звезды Барнарда — ближайшего к Солнцу одиночного светила. Статья об этом опубликована в журнале Nature.

Экзопланета у звезды Барнарда в представлении художника. Источник: ESO/M. Kornmesser

Звезда Барнарда — это красный карлик, находящийся от нас на расстоянии 5,95 световых лет. Его возраст оценивается примерно в 10 млрд лет, масса составляет 14% от массы Солнца, радиус — 15-20% солнечного. Эту звезду также часто называют «летящей» из-за необычно большой угловой скорости ее движения по небесной сфере: менее чем за 180 лет она смещается на небе на расстояние, соответствующее видимому размеру дисков Солнца и Луны.

Анимация, демонстрирующая изменение видимого положение звезды Барнарда в период с 2007 по 2015 год. Источнки: Rick Johnson

В различных фантастических произведениях авторы часто «размещали» планеты в окрестностях звезды Барнарда. Но в реальности астрономы долго не могли найти никаких следов наличия у нее собственной планетной системы. Прорыва удалось добиться благодаря использованию новых инструментов — в частности, спектрографов HARPS и UVES. Объединив собранные ими данные с результатами архивных наблюдений, ученые обнаружили небольшие периодические отклонения в лучевой скорости звезды Барнарда (порядка 4,5 км/ч), вызванные влиянием гравитации невидимого планетоподобного спутника.

Анализ полученных данных показал, что масса экзопланеты составляет 3,2 земных. Она была классифицирована как «супер-Земля». Ее орбита проходит на расстоянии 0,4 а.е. от звезды, что сопоставимо с радиусом орбиты Меркурия. Но дело в том, что звезда Барнарда очень тускла — ее светимость в 2500 раз меньше солнечной, и новооткрытая планета получает от звезды лишь 2% энергии, получаемой Землей от Солнца. Как показывают расчеты, средняя температура поверхности объекта в таких условиях должна составлять около -170°C, что заметно ниже точки замерзания не только воды, но и, например, углекислого газа.

Таким образом на поверхности планеты звезды Барнарда не способны существовать формы жизни, аналогичные земным. Впрочем, это не исключает возможности наличия у нее подповерхностного океана, подобного океанам Энцелада и Европы, где могут быть более благоприятные условия для развития живых организмов.