Телескопы-близнецы обсерватории Параналь

Представленное изображение было сделано во время заката на территории Паранальской обсерватории. Она является домом для Очень Большого телескопа ESO (VLT). На данный момент это самый большой наземный оптический телескоп в мире по общей площади зеркал.

Вспомогательные телескопы VLT
Вспомогательные телескопы VLT во время заката. Источник: G. Hüdepohl (atacamaphoto.com)/ESO

Акварельные краски неба создают потрясающий фон для двух Вспомогательных телескопов (AT) комплекса. Всего их в VLT четыре. Телескопы AT не являются стационарными. Они могут перемещаться по рельсовым путям и работают вместе, образуя единый инструмент — Очень Большой телескоп-интерферометр (VLTI). Размещенная в подземных туннелях система зеркал, направляет индивидуальные световые пучки от Вспомогательных телескопов в лабораторное помещение, где они складываются с использованием специальной техники, называемой интерферометрией.

Описанный метод позволяет создать гигантский «виртуальный телескоп», эффективный размер апертуры которого равен расстоянию, разделяющему индивидуальные телескопы. В случае VLTI это 140 метров. Благодаря этому, он способен различать детали изображений, недоступные отдельным телескопам. Используя режим VLTI, астрономы могут детально изучать поверхности звезд, активные ядра галактик, молодые светила и множество других астрономических объектов.

В комплекс VLT также входят четыре стационарных 8,2 — метровых Основных телескопа, способные работать как по отдельности, так и в составе VLTI. Один из них оснащен устройством создания искусственных звезд. В сочетании с адаптивной оптикой, оно позволяет астрономам компенсировать воздействие атмосферной турбулентности на результаты наблюдений. В результате изображения наблюдаемых объектов получаются гораздо более четкими — как если бы их сфотографировал космический телескоп.

Вы также можете почитать про строящийся в пустыне Атакама Чрезвычайно Большой телескоп ESO, который превзойдет VLT по своим характеристикам.