Спутниковые снимки показали, как изменяются речные отложения

На основе спутниковых снимков NASA ученые отследили, как изменились речные отложения. Исследователи проанализировали объемы выносимых в море твердых частиц и нашли значительное различие между двумя полушариями Земли.

После строительства дамбы «Три ущелья» речные отложения сильно уменьшились.
Изменение речных наносов вследствие строительства дамбы «Три ущелья» в Китае. Источник: NASA Landsat/United States Geologic Survey

Спутники изучают глобальную экологию

Ученые использовали данные спутниковых снимков NASA и цифровых гидрологических архивов для того, чтобы оценить изменения в речном стоке за период с 1984 по 2020 год. Больше всего их интересовал объем отложений, когда реки выносят твердые частицы почвы и они оседают поблизости от их устья в океане. В свое время подобные процессы образовали формации на Марсе, которые сейчас изучает ровер Perceverance.

Ранее ученые уже проводили аналогичные долгосрочные исследования глобальных изменений в других экосистемах, сравнивая спутниковые снимки за несколько последних десятилетий. В частности, таким образом было установлено, что потепление в Альпах проявляется прежде всего появлением растительности там, где ее раньше не было. А похожее исследование плавней показало, что они исчезают в первую очередь в Восточной Азии.

Последнее особенно интересно сравнить с результатами нынешнего исследования. Ученые проанализировали 414 рек по всему миру. Оказалось, что в Северном полушарии речные отложения сокращаются, а в Южном сильно растут.

Как изменяются речные отложения

Чтобы понять, что повлекло эти отличия, ученые изучили спутниковые снимки подробнее. Особое внимание было уделено цвету речной воды. Окрас вообще может многое рассказать о водоеме, недаром цвет даже перевели в музыку.

Примером может служить река Марони, протекающая в Южной Америке. Ее спутниковые снимки 90-х демонстрируют темно-коричневый или темно-синий цвет. Сейчас же ее воды имеют желтовато-коричневый окрас. Причину этого легко найти в массовой вырубке лесов и разработке полезных ископаемых открытым способом, хорошо заметным со спутника.

Изменение цвета воды в Мароне
Изменение цвета воды в Марони. Источник: NASA Landsat/United States Geologic Survey

Геопространственная информация, то есть информация об изменении состояния объектов в привязке к другим важным деталям рельефа, стала главной темой современного спутникового слежения. И используют ее не только в военной и бизнес-сферах.

Отслеживать причины экологических изменений с ее помощью тоже очень просто. Так ученые увидели разрушительную деятельность людей, что ускоряет ухудшение состояния почв рядом со всеми пожелтевшими от наносов реками.

Юг и Север

Хозяйственная деятельность людей в Южном полушарии включает в себя лесозаготовку в Малайзии, добычу золота открытым способом в Африке и Южной Америке и пальмовые плантации на большей части Океании. Все они приводят к увеличению размывания берегов, что хорошо видит спутник. Как следствие, в Южном полушарии количество наносов с 1984 года увеличилось на 36 процентов.

Причины уменьшения отложений в Северном полушарии тоже хорошо заметны со спутников. Основной причиной того, что с 1984 года объем наносов здесь снизился, является строительство дамб, сдерживающих твердые частицы. Только в США их насчитывается более 90 тыс.

При этом хорошо заметно, что именно в развитых странах Европы и Америки речной сток за последние 40 лет упал не слишком сильно. Ведь здесь большая часть дамб была возведена еще до середины XX века. А вот в Восточной Азии этот процесс продолжается по сей день. Это вызывает значительное снижение объема наносов и хорошо согласуется с исчезновением плавней.

Изменение речных выносов по спутниковым данным
Изменение речных выносов по спутниковым данным. Источник: Evan N. Dethier et al

Почему речные отложения важны

Проблема изменения речных отложений неоднозначна. С одной стороны, увеличение наносов свидетельствует о разрушении плодородных почв, что может в перспективе угрожать планете глобальным голодом.

С другой стороны, вместе с твердыми частицами в океаны выносится большое количество органических остатков. Таким образом, реки играют важную роль в осуществлении круговорота углерода. Нарушение его может угрожать ускорением глобального потепления.

Наконец, для многих прибрежных стран речные отложения являются естественным способом увеличить или хотя бы сохранить собственную территорию. Уровень воды в Мировом океане поднимается, и в таких странах, как Нидерланды, Вьетнам или Бангладеш, наносы компенсируют его.