SpaceX теряет терпение: FAA не спешит выдавать лицензию на Starship

SpaceX успешно построила второй космический корабль Starship с ускорителем, который уже ждет на взлетной площадке своего следующего полета. Остался последний шаг для запуска — получение долгожданной лицензии. Но SpaceX, кажется, теряет терпение. По информации, которую обнародовали СМИ, компания призывает Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) увеличить эффективность выдачи лицензий на космические запуски.

Starship с ускорителем Booster 9 на стартовой площадке ждет второй полет
Starship с ускорителем Booster 9 на стартовой площадке ждет второго полета. Фото: SpaceX

Представители SpaceX на встрече с подкомитетом США по вопросам космоса и науки призвали FAA удвоить штат сотрудников, ответственных за выдачу лицензий на космические запуски. Также компания предлагает создать приоритет для программ, которые имеют национальное значение.

Бюрократия тормоз для развития частных космических компаний

SpaceX в этом году уже успешно запустила более 70 ракет и имеет планы увеличить это количество на около 50% к 2024 году. Однако представители компании выражают возмущение тем, что FAA не успевает за их растущей производственной мощностью и увеличением количества запусков других частных космических компаний.

Основатель SpaceX Илон Маск, который ранее выступал против увеличения налогов для богатых, включая космических миллиардеров, теперь признает, что дополнительное финансирование государственных органов может привести к ускорению развития частной космической отрасли.

«С увеличением частоты полетов и возникновением других игроков в космическом клубе, мы видим, что может возникнуть отраслевая проблема, когда темпы правительства не будут успевать за темпами развития частного сектора», — отметил исполнительный директор Уильям Герстенмайер.

Расследование аварии Starship

FAA завершило расследование первого запуска Starship, который произошел 20 апреля, и предоставило SpaceX список из 63 рекомендаций, которые нужно выполнить перед следующим запуском. Эти меры включают в себя изменения в аппаратном обеспечении корабля для предотвращения утечек и пожаров, а также модификации стартовой площадки для повышения ее устойчивости. После выполнения этих рекомендаций, вероятно, SpaceX сможет получить лицензию на следующий запуск.

Starship с ускорителем Booster 9 на стартовой площадке перед первым полетом
Starship с ускорителем Booster 9 на стартовой площадке перед первым полетом. Фото: SpaceX

Первый пуск Starship завершился аварией, и ракета была вынуждена самоликвидироваться через четыре минуты после взлета. Старт также нанес повреждения пусковой площадке и разбросал обломки вокруг. Несмотря на эту неудачу, компания готовится к следующему запуску Starship.

Дальновидные планы SpaceX

Корабль Starship имеет большое значение для космических амбиций Илона Маска, включая запуск спутников Starlink следующего поколения и высадку астронавтов на Луну в рамках программы NASA Artemis. И, конечно, он является ключевым компонентом планов Илона Маска по колонизации Марса.

SpaceX известна своим агрессивным подходом к разработке ракет и готова принимать риски в процессе развития. Похоже, что компания теперь призывает FAA догнать ее темпы роста.

FAA отвечает на этот вызов, заботясь прежде всего об общественной безопасности. Представители SpaceX отмечают, что их требования по скорости не ставят под угрозу безопасность людей на Земле, но регулирование должно соответствовать темпам развития космической отрасли.

Учитывая быстрое развитие космической индустрии, возможно, что FAA не сможет удовлетворить все потребности одновременно. SpaceX, с другой стороны, испытывает давление из-за задержек в развитии Starship, поскольку NASA выражает возмущение относительно возможного влияния этих задержек на программу возвращения людей на Луну.

Ранее мы сообщали о том, как SpaceX получила прибыль в 55 млн долларов после двухлетних убытков.

По материалам gizmodo.com.