Союзы и противостояния в космосе. Новые игроки

Освоением космоса, в том числе и военным, занимаются не только США, Китай и их союзники. Индия, Израиль, Иран и много других стран тоже уже вступили в космический клуб и теперь выстраивают свои собственные союзы в космосе.

Индийский аппарат «Мангальян» на орбите Марса
Индийский аппарат «Мангальян» на орбите Марса. Источник: Википедия

Индия — новый игрок в сфере исследования космоса

Это — продолжение истории. Начало можно найти здесь: первая, вторая, третья.

Еще 20 лет назад Индию никто не воспринимал как космическое государство. Казалось, что у нее для этого слишком мало денег и образованных людей. При этом первая индийская ракета преодолела линию Кармана еще в 1963 году, в 1975-м на орбиту был выведен первый индийский спутник, а в 1984-м первый гражданин этой страны совершил полет в космос.

Официально Индия оставалась нейтральной в споре США и СССР. Но и спутник, и космонавта она запустила с помощью Советского Союза. При этом параллельно эта страна строила свой космодром им. Сатиша Дхавана и ракеты, которые впоследствии начали выводить с него космические аппараты на околоземную орбиту.

Старт с космодрома им. Сатиша Дхавана
Индийская космическая программа предполагает старты с космодрома им. Сатиша Дхавана. Источник: Википедия

Первый решительный шаг для выхода в лидеры космической гонки Индия сделала в 2008 году, когда запустила к Луне свой зонд «Чандраян-1». Тогда это достижение не сильно выделялось на фоне других стран, но всего за шесть лет в 2016 году на орбиту вокруг Марса вышел аппарат «Мангальян».

Индия стала третьей страной после СССР и США, зонд которой добрался до Красной планеты. На этом пути она обогнала даже КНР и Японию.

Дальнейшее развитие космической программы напоминало этот процесс в других крупных странах. Индийская организация космических исследований и разработок (ISRO) занимается реализацией мирных миссий, включая межпланетные, военные испытывают противоракетное оружие и запускают разведывательные спутники.

А вся инновационная деятельность отдана стартапам, активно поддерживаемым правительством. Частные компании недавно могли похвастаться только спутниками, но в ноябре 2022 года первая индийская частная ракета почти достигла космоса.

Первая частная индийская ракета
Первая частная индийская ракета. Источник: www.indiatoday.in

В международном сотрудничестве Индия занимает достаточно своеобразную позицию. Она открыта для контактов с иностранными частными и государственными организациями Европы и США. С Китаем и арабскими странами ее отношения достаточно прохладны.

Но главным партнером Индии в космосе по-прежнему остается россия, которая все еще выступает для нее донором технологий. Поэтому с началом российско-украинской войны и обострения противостояния в космосе Индия из нейтральной фактически превратилась в союзника не только рф, но и Китая, а ее отношения с западными государствами стали более напряженными.

Израиль и его космическая программа

Отдельная великая история — космическая политика стран Ближнего Востока. Она столь же непроста, как и «земная». Традиционным партнером США в этом регионе выступает Израиль, так что можно было бы ожидать, что по своим космическим возможностям он не уступает Японии или Евросоюзу, однако до конца 1980-х это государство не имело даже собственного спутника.

Но когда это произошло, то это сразу был разведывательный аппарат, который Израиль вывел в космос с помощью собственного носителя и из своего космодрома. При этом политика здесь вмешалась даже в механику запусков.

Снимок Луны с борта зонда «Берешит»
Зонд «Берешит» — самое большое достижение космической программы Израиля. Источник: www.nytimes.com

Израиль — единственная страна мира, которая запускает свои космические аппараты по направлению осевого вращения Земли, то есть к западу, а не к востоку. Поэтому на вывод килограмма полезного груза тратится больше топлива, чем в любой другой стране. Но выбора у них нет. Ведь если запускать ракеты «как все», то их первые ступени будут падать на территории соседей, с которыми израильтянам и так приходится регулярно воевать.

Неудивительно, что в такой ситуации израильская гражданская космическая программа неотделима от военной. А относительно наличия противоспутниковых ракет это маленькое государство уже много лет хранит молчание, так же, как оно не подтверждает и не опровергает наличие у себя ядерного оружия. Желающих проверить это до сих пор не нашлось.

При этом в исследовании космоса Израиль до недавнего времени не совершил ничего особенного. Но в 2018 году частная израильская компания сделала то, что до нее не решались даже стартапы из Китая и США. Она запустила к Луне научный зонд «Берешит». При попытке посадки он разбился, но все равно это было заявкой на то, что благодаря частным компаниям Израиль может попытаться догнать лидеров.

Космическая программа Ирана

Традиционным антагонистом Израиля в космосе является Иран. Именно против его космических аппаратов в первую очередь направлено ракетное оружие, в существовании которого Израиль не признается. Причина этого не только идеологические и религиозные споры, но и союзнические отношения Израиля с США, для которых Иран является врагом.

Из-за своей международной позиции Иран реализовывал космическую программу в полной изоляции от западных стран. Определенную техническую поддержку в разработке соответствующих технологий ему оказали россия и Китай, но близким союзником обоих к 2022 году страну аятолл назвать было сложно.

Иранская ракета выводит на орбиту спутник в 2021 году. Источник: www.iranintl.com

Тем не менее свой первый спутник на собственной ракете и с собственного космодрома Иран запустил в 2009 году. С тех пор страна провела еще несколько стартов, но стабильной возможности выводить на орбиту свои аппараты так и не достигла. Несмотря на это, она считается одной из главных угроз околоземного пространства для стран космического мира, хотя преимущественно ее сателлиты развернуты против ближайших соседей.

Арабские страны

Противником Ирана в космосе выступает не только Израиль, но и соседние арабские страны, особенно Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия. Несмотря на вражду с еврейским государством, они пользуются дружественным отношением со стороны США и готовы вкладывать в космические исследования немалые средства.

Пока их достижения выглядят достаточно скромными. Они ограничиваются собственными спутниками, запущенными с помощью чужих ракет, и астронавтами, летающими на чужих космических кораблях. ОАЭ — практически единственная из арабских стран, которая смогла совершить прорыв в космос собственными силами. Речь идет о выведенном в феврале 2021 года на орбите вокруг Марса научном зонде «Аль-Амаль». Но этим амбиции Эмиратов не ограничиваются. В 2024 году должна стартовать их миссия к Луне.

Аппарат "Аль-Амаль" на орбите Марса
Аппарат «Аль-Амаль» на орбите Марса. Источник: www.sciencesetavenir.fr

Фактически на Ближнем Востоке происходит космическое противостояние сразу трех сил, каждая из которых может в любой момент использовать свое преимущество в космосе против двух других. Их возможности могут показаться смешными. Однако стоит напомнить, что применение противоспутникового оружия потенциально может привести к опасности даже для гражданской орбитальной инфраструктуры уже совсем нейтральных стран.

Две Кореи

Похожая ситуация сложилась и на Дальнем Востоке. Здесь основными антагонистами выступают две Кореи, каждая из которых стремится остаться единственной и готова расширить земное противостояние в космос. КНДР (Северная Корея), которой правят приверженцы коммунистической идеологии, развивают свою космическую программу в полной изоляции, пользуясь поддержкой уже упомянутых россии, Китая и Ирана.

Ракета «Нури» направляется к стартовой площадке
Космическая программа Северной Кореи развивается с учетом существования агрессивного соседа. Источник:  Korea Aerospace Research Institute

Южная Корея в основном строит ракеты и спутники, делая упор на собственные способности. Причиной этого является то, что два корейских государства находятся в треугольнике между Китаем, россией и Японией. И лишний раз раздражать потенциальных противников, оказывая военно-космическую поддержку союзнику, США не торопятся.

Тем не менее обе страны имеют собственные разведывательные спутники, космодромы и носители. Полноценными космическими государствами их назвать пока нельзя, но они, очевидно, значительно улучшат свои возможности в ближайшее десятилетие.