Полное погружение или огромный прыжок: ученые объяснили, как это — ходить по астероиду

В сентябре 2022 года миссия DART вошла в историю после контролируемого столкновения космического аппарата с астероидом. Эта авария доказала предсказанные теоретические модели, что кинетический удар может сбить с курса потенциально опасный астероид, который нацелен на Землю.

Астронавты исследуют астероид
Астронавты исследуют астероид. Иллюстрация: Reddit

Миссия DART также прислала на Землю фотографии покрытой обломками поверхности своей цели — Диморф, спутника более крупного астероида Дидим. Эти снимки не только использовались учеными для того, чтобы представить процедуру посадки на Диморф, но и вызвали законный интерес к тому, как это — ступить на астероид или подобный космический камень.

Планетолог Европейского космического агентства Наоми Мердок в своем видео объясняет, как исследуют астероид. Также она объяснила, с какими проблемами столкнутся астронавты, которые будут пытаться ступить на Диморф.

Низкая гравитация огромная опасность

Первой проблемой 170-метрового астероида является его поверхность, покрытая огромными валунами, которые будут представлять препятствие для передвижения по поверхности. Другой риск заключается в том, что астронавты могут провалиться под поверхность астероида, как только ступят на него. Когда миссия NASA OSIRIS-REx посетила астероид Бенну в 2020 году, видеозапись ее посадки показала, что нога спускаемого аппарата почти полностью погрузилась. Оказалось, что Бенну — это астероид из обломков, настолько неплотно упакованный, что он напоминает комок из пластиковых мячиков в детском бассейне.

Зонд NASA OSIRIS-REx касается астероида Бенну

«Многое зависит структуры астероида. В случае с твердой поверхностью астронавт может очень высоко подпрыгнуть и больше никогда не спуститься на поверхность астероида, потому что превысит местную первую космическую скорость. А в случае мягкой поверхности может просто утонуть. На астероиде Бенну, который посетил аппарат OSIRIS-REx, вы бы явно утонули, если бы прыгнули на его поверхность слишком жестко», — пояснил директор по исследованиям Обсерватории Лазурного берега Патрик Мишель.

Прогулка астронавта по астероиду
Прогулка астронавта по астероиду. Изображение: wallpaperflare.com

Еще один риск, с которым может столкнуться астронавт, стремящийся прогуляться по астероиду, заключается в низкой гравитации этого небесного тела. На Земле мы не слишком озабочены этим вопросом, поскольку гравитация нашей планеты сильно держит нас. Для тел с гораздо меньшей массой гравитация может быть недостаточной, чтобы астронавты удержались на их поверхности. Например, сила притяжения Диморфа составляет менее миллионной доли силы притяжения Земли. Поэтому достаточно подпрыгнуть с поверхности астероида со скоростью всего 6 см/с, чтобы отправиться на его орбиту.

Космическое головокружение

Это означает, что астронавты, исследующие астероид, могут использовать шипы или кошки, подобные тем, которые применяют альпинисты, чтобы оставаться прикрепленными к астероиду. Кроме того, астронавты могут использовать систему двигателей, чтобы скользить по поверхности космической скалы.

При исследовании астероидов астронавтам также придется иметь дело с головокружительными эффектами постоянно меняющегося неба над ними, поэтому пребывание на их поверхности может даже дезориентировать.

Иллюстрация кубсатов миссии Hera
Иллюстрация кубсатов миссии Hera. Изображение: ESA

Может пройти много времени, прежде чем астронавты совершат высадку на первый астероид. А пока ESA будет продолжать исследовать эти космические скалы зондами. Запланированная на октябрь 2024 года, миссия Hera отправит два аппарата размером с коробку для обуви — Juventas и Milani — к Диморфу. Hera должна будет изучить, как столкновение с DART повлияло на пару астероидов и кратер, оставшийся после него. Выход на орбиту вокруг своей цели запланирован на 2026 год.

Ранее мы сообщали о том, какие сокровища скрывают в себе астероиды.

По материалам ESA.