Обреченная экзопланета поразила астрономов смертельным «танцем»

Астрономы из Массачусетского технологического института обнаружили экзопланету-рекордсмена по самому короткому периоду обращения вокруг своей материнской звезды. Газовый гигант обладает самой короткой из известных орбит среди всех планет во Вселенной. Здесь год длится всего 16 часов. Но этот рекордно быстрый «танец» может совсем скоро резко оборваться, сообщает Space.

TOI-2109
Сверхгорячий Юпитер TOI-2109b находится относительно близко к своей звезде TOI-2109 на расстоянии всего около 2,4 миллиона км. Иллюстрация: Sci-News

Недавно обнаруженная экзопланета относится к категории, которую ученые называют «горячими Юпитерами». Эти миры похожи на газовых гигантов Солнечной системы, но вращаются гораздо ближе к своим звездам и разогреты до экстремальных температур, поэтому получили такое прозвище.

На сегодняшний день астрономы идентифицировали более 400 горячих Юпитеров. Однако «рекордсмен» TOI-2109b выделяется на фоне остальных он является самым близкорасположенным к своему светилу.

Предельно близко

Открытие было сделано на основе данных, собранных спутником NASA Transiting Exoplanet Survey Satellite (TESS), который запущен на орбиту Земли с апреля 2018 года. TESS был разработан, чтобы обнаруживать планеты, которые вращаются вокруг своих звезд очень быстро. Космический телескоп не видит планеты напрямую. Вместо этого он наблюдает за небольшими изменениями яркости звезды, которые случаются, когда планета частично перекрывает собой испускаемый ею свет.

TOI-2109b
Год на TOI-2109b длится всего 16 часов. Анимация: Sci-News

В случае с TOI-2109b, эти провалы происходят каждые 16 часов, что быстрее, чем у любого газового гиганта, обнаруженного на сегодняшний день. Согласно заявлению астрономов, звезда планеты расположена примерно в 855 световых годах от Земли в созвездии Геркулеса. Ученые также смогли измерить несколько ключевых характеристик TOI-2109b. Например, он находится примерно в 2,4 млн км от своей звезды. Для сравнения, ближайший к Солнцу Меркурий примерно в 24 раза дальше.

Скорая гибель TOI-2109b

TOI-2109b примерно в 5 раз массивнее и на 1/3 крупнее Юпитера. А его масса звезды примерно в 2 раза больше солнечной. Из-за своего близкого расположения к светилу экзопланета разогрета до температуры 3300 градусов по Цельсию. Но для ученых самой интригующей характеристикой TOI-2109b является изменение ее орбиты. Данные говорят о том, что планета «падает» на свою звезду с самой высокой скоростью, которую когда-либо видели астрономы.

TOI-2109b
Горячий Юпитер TOI-2109b, вращающийся вокруг своей звезды, в представлении художника. Иллюстрация: NASA

«Через один или два года, если нам повезет, мы сможем обнаружить, как планета будет поглощена своей звездой», сказал астроном Ян Вонг из Центра космических полетов имени Годдарда NASA.

Ранее астрономам впервые удалось сфотографировать новорожденную экзопланету, получившую обозначение 2M0437b.