NASA представила «марсианский дом» для экспериментов над людьми, а еду для астронавтов заменят блюдами из переработанного пластика: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: ученые создали самое большое и четкое изображение Марса в истории и воспроизвели в лаборатории солнечную вспышку, а мы рассказываем, действительно ли Starship сможет произвести революцию в космонавтике.

«Глупая вера в авторитет — злейший враг истины».

― Альберт Эйнштейн

NASA представила «марсианский дом» для экспериментов над людьми

Во вторник, 11 апреля, NASA представила среду для существования, имитирующую условия в марсианском поселении. Создали ее для серии экспериментов Crew Health and Performance Exploration Analog (CHAPEA). Фактически речь идет о герметично изолированном доме площадью 160 м², расположенном внутри гигантской базы аэрокосмической администрации в Хьюстоне, штат Техас. В помещении имеется четыре небольшие комнаты для отдыха, две душевые и тренажерный зал. В последнем предусмотрена специальная беговая дорожка с подвесами, с помощью которой будет имитироваться прогулка по Красной планете.

Именно здесь проведут серию экспериментов, чтобы проверить, не сойдут ли люди с ума в течение года в изолированной среде с ограниченными ресурсами. Каждый эксперимент рассчитан на четырех участников. Отбор будет соответствовать стандартным критериям на должность астронавта NASA, с упором на технологический, инженерный, научный и математический опыт.

Астронавты будут есть бургеры из переработанного пластика

Сотрудники стартапа под названием Beehex активно работают над способом превращения пластиковых отходов в съедобную биомассу. Для этого они используют лабораторно выращенные бактерии, обученные питаться пластиком. По словам изобретателей, вся система создания еды уместится в небольшой контейнер. С одной его стороны будут собираться измельченные пластиковые отходы, которые затем переместятся в биореактор, содержащий специфические бактерии, способные переработать мусор в питательные вещества. Фактически они создают съедобную биомассу, из которой можно потом «печатать» блюда, как на обычном 3D-принтере.

Однако пока непонятно, будет ли еда из пластика безопасной для потребления, а также насколько вкусными будут продукты из переработанных отходов. Пока в Beehex отмечают одно: бактерии абсолютно безопасны и не вызывают болезней у людей. А остальное все еще нуждается в исследованиях, поскольку проект еще находится на этапе разработки.

Ученые создали гигантскую 5,7-терапиксельную карту Марса

Группа из Лаборатории планетной визуализации имени Брюса Мюррея Калифорнийского технологического института представила самое большое и четкое изображение Марса в истории науки. Его разрешение составило 5,7 трлн пикселей, оно предлагает масштабный черно-белый взгляд на это небесное тело. Теперь каждый пользователь Интернета обладает доступом к Красной планете, которую сможет увидеть в беспрецедентных деталях.

Огромное мозаичное изображение создавалось в течение шести лет из 110 тысяч отдельных фотографий поверхности планеты, сделанных с помощью аппарата NASA Mars Reconnaissance Orbiter (MRO). Полученная карта имеет разрешение 5 м на пиксель и покрывает 99,5% марсианской поверхности Марса между 88° южной и 88° северной широты.

Размером с банан: ученые воспроизвели солнечную вспышку в лабораторных условиях

Солнечные вспышки — это огромные шлейфы перегретой плазмы, вырывающиеся из Солнца на расстояние до 100 тыс. км. Эти массивные шлейфы настолько велики, что могут поглотить нашу планету несколько раз. Чтобы подробно изучить природу таких явлений, исследователи создали их на Земле.

В наполненной газом камере было установлено два электрода. Затем на них подавался ток, который ионизировал газ и образовывал между ними струну плазмы; она ненадолго удерживалась на месте и поддерживалась магнитным полем камеры, а затем вырвалась наружу мини-вспышкой. Плазменная петля была не больше 20 см в длину и существовала примерно 10 микросекунд. Чтобы зафиксировать момент образования и распада мини-вспышки, использовалась специальная камера, способная снимать видео со скоростью 10 млн кадров в секунду.

Космический миллиардер приехал в Киев

Британский миллиардер Ричард Брэнсон, известный как основатель космической туристической компании Virgin Galactic, второй раз за год посетил Киев. Он стал послом инициативы United24, которая ищет по всему миру деньги для поддержки Украины. Впервые он приехал летом 2022-го, когда осматривал аэродром в Гостомеле и обещал способствовать восстановлению крупнейшего в мире самолета Ан-225 «Мрия», уничтоженного российскими оккупантами. О нынешнем визите Брэнсона в Киев сообщила непосредственно Администрация Президента Украины — ведь космический миллиардер приехал для того, чтобы встретиться с Владимиром Зеленским. Весь последний год он поддерживал нашу страну своими заявлениями.

SpaceX опубликовала видео, которое визуализирует ее планы по освоению Красной планеты. Для этого будет задействован новый корабль Starship. Он станет первой в истории полностью многоразовой космической системой и сможет выводить на околоземную орбиту рекордные 150 тонн груза. SpaceX планирует создать несколько модификаций корабля. Одна из них должна быть использована для межпланетных рейсов.

Интересная цифра: 20 часов

Сравнение снимка телескопа James Webb и снимка телескопа Hubble. Источник: NASA, ESA, CSA, J. DePasquale (STScI)

NASA опубликовала новое изображение, полученное космической обсерваторией James Webb (JWST). На нем можно увидеть участок неба, прославившийся благодаря фотографии телескопа Hubble. По словам специалистов миссии, результаты съемки и качество изображения превзошли их ожидания. JWST смог не только запечатлеть многочисленные галактики, но и заполняющие межгалактическое пространство облака ионизированного газа. При этом сама съемка далась ему намного легче, нежели его предшественнику. В свое время получение изображения Hubble Ultra Deep Field потребовало 800 отдельных наблюдательных сессий, суммарно занявших 11,3 суток. JWST потратил на это всего 20 часов. Таким образом, он сделал ту же работу в десять раз быстрее.

Starship на Луне (концепт). Источник: SpaceX

В ближайшее время должно состояться самое ожидаемое космическое событие 2023 года. Компания SpaceX осуществит первое орбитальное испытание нового корабля Starship. Редакция The Universe Space Tech рассказывает, почему к его полету приковано такое большое внимание. Действительно ли Starship сможет произвести революцию в космических путешествиях?

На этой неделе весь мир отмечал День космонавтики, но история освоения космоса — это не только первый спутник и Юрий Гагарин. В ней было и множество других событий, которые могут показаться не столь эффектными простому обывателю, но при этом имели огромное значение для всего человечества. В нашей подборке мы собрали десять наиболее важных событий, которыми сопровождалось освоение космоса

Кроме того, не стоит забывать, что в тот же календарный день состоялось другое, не менее знаменательное событие в истории космонавтики — первый полет американского космического корабля многоразового использования Columbia. Мы расскажем про семь наиболее интересных фактов из истории программы Space Shuttle.

Читайте в предыдущем дайджесте: Ученые создали трехмерную карту Марса, а японцы испытали водяной двигатель в космосе: дайджест новостей