Найдена «зефирная» экзопланета

Американские астрономы объявили об открытии, ранее неизвестного газового гиганта, обращающегося вокруг звезды TOI-3757. Находка интересна тем, что вновь найденная экзопланета имеет крайне низкую плотность, сопоставимую с плотностью зефира.

Система из красного карлика и газового гиганта в представлении художника. Источник: NOIRLab/NSF/AURA/J. da Silva/Spaceengine/M. Zamani

TOI-3757 находится примерно в 580 световых годах от Земли в созвездии Возничего. Она представляет собой холодный красный карлик. В ходе наблюдений телескоп TESS обнаружил периодические изменения яркости звезды. Они соответствуют транзитам экзопланеты, имеющей диаметр 150 тысяч км, что сопоставимо с диаметром Юпитера. Она совершает один оборот вокруг родительской звезды за 3,5 дня.

Находка экзопланеты у TOI-3757 стала довольно значимой для астрономов новостью. Дело в том, что такие тела плохо вписывается в современные теории образования планет, предполагающие, что массивные газовые гиганты не должны формироваться вокруг маломассивных красных карликов.

Однако, когда исследователи определили массу экзопланеты (в этом им помог, установленный в Национальной обсерватории Китт-Пик 3,5-метровый телескоп WIYN), их ждал еще один сюрприз. Оказалось, что средняя плотность экзопланеты составляет всего 0,27 г/см³, что сопоставимо с плотностью зефира.

По мнению астрономов, сверхнизкая плотность экзопланеты может объясняться двумя основными факторами. Во-первых, звезда TOI-3757 отличается низким содержанием тяжелых элементов. Это могло отразиться на составе экзопланеты, в частности, ее ядре. Во-вторых, свою роль могла сыграть и ее орбита, которая по предварительным данным, имеет заметный эксцентриситет. В ходе периодических сближений со звездой, атмосфера экзопланеты испытывает нагрев и может раздуваться, что также сказывается на ее плотности.

Вы также можете почитать о недавнем обнаружении ультрагорячего юпитера у умирающей звезды.

По материалам https://noirlab.edu