Над Скандинавией появилась красная дуга

Над скандинавскими странами в ночь на 23 марта наблюдалось удивительное и редкое явление. Оно называется стабильной полярной красной дугой и возникает, когда электрический ток разогревает молекулы кислорода.

Стабильная полярная красная дуга
Стабильная полярная красная дуга. Источник: www.space.com

Красная дуга над Северной Европой

В ночь на 23 марта над странами Скандинавского полуострова можно было наблюдать редкое явление — дугу красного света. Она протянулась через все небо в направлении с юга на север и была похожа на застывшую реку.

Именно в это время на Земле наблюдалась одна из сильнейших магнитных бурь за последние шесть лет, вызванная корональным выбросом массы. Гигантский кусок оторвался от Солнца и улетел в сторону Земли. В результате этого небеса у полюсов нашей планеты украсили грандиозные полярные сияния.

Однако так случилось, что одновременно с этим наблюдалось и другое, гораздо более редкое явление — стабильная полярная красная дуга (SAR). Особенно яркой она была над Данией. Один из фотографов смог запечатлеть ее над известняковыми скалами Монс Клинт острова Мон.

Что такое SAR

Полярные сияния возникают, когда заряженные частицы солнечного ветра от вспышек направляются силовыми линиями магнитного поля Земли и возбуждают молекулы в верхних слоях атмосферы. В отличие от них, SAR возникают значительно ниже и связаны со свечением молекул кислорода, которые разогревает кольцевой электрический ток.

Почему от тока начинают светиться только молекулы кислорода, доподлинно неизвестно. Однако именно этим объясняется красный оттенок света. Ученые уверены, что происходит это явление постоянно. Прямо во время геомагнитных штормов поле Земли напрягается настолько сильно, что становится заметным на ночном небе.

Помимо SAR, во время сильных магнитных штормов в атмосфере Земли наблюдается и другое явление — STEVE. Оно выглядит как лента разноцветного света. Есть доказательства, что дуги STEVE и SAR являются связанными явлениями. В марте 2015 года наблюдатели в Новой Зеландии увидели, как ярко-красный SAR медленно трансформировался в событие STEVE в течение примерно получаса.