Китай расширит космическую станцию новым модулем, а Пентагон заинтересовался новой технологией спутниковой связи: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: SpaceX успешно запустила на орбиту экипаж Crew-6; ученые обнаружили неожиданный факт о литосфере Венеры, а мы рассказываем об орбитальных маневрах.

«Эксперт — это человек, совершивший все ошибки, которые только можно сделать в очень узкой области».

― Нильс Бор

Китай дополнит станцию «Тяньгун» многофункциональным модулем

Китай планирует расширить станцию «Тяньгун» путем добавления многофункционального модуля. Об этом сообщил помощник директора Китайского управления пилотируемых космических полетов Цзи Цимин. По его словам, многофункциональный модуль будет оборудован шестью стыковочными портами. Они позволят пристыковывать к станции большее количество кораблей. Это облегчит реализацию планов по дальнейшему расширению комплекса, а также отправки к нему коммерческих миссий и космических туристов. После добавления модуля станция «Тяньгун», сейчас напоминающая букву «Т», приобретет крестообразную форму. На данный момент она состоит из трех модулей — базового отсека и лабораторных «Мэнтянь» и «Вэньтян». КНР также планирует начать подготовку иностранных космонавтов к полетам на свою станцию.

SpaceX успешно запустила экипаж Crew-6 на МКС для NASA

SpaceX запустила очередную группу астронавтов на Международную космическую станцию (МКС) в четверг, 2 марта, после того, как в начале недели запуск был отсрочен из-за проблем с наземными системами. Ракета Falcon 9 стартовала со стартовой площадки 39A Космического центра имени Кеннеди во Флориде и отправила космический корабль Crew Dragon на околоземную орбиту. В состав Crew-6 входят астронавты NASA Стивен Боуэн и Уоррен Хобург, представитель Объединенных Арабских Эмиратов Султан Алнеяди и российский космонавт Андрей Федяев. Ожидается, что они достигнут МКС 3 марта, чтобы начать шестимесячное пребывание на орбите.

Стартап Spaceport планирует запуск ракет с морских платформ

Компания Spaceport планирует уже в мае текущего года продемонстрировать морскую платформу для запуска с нее космических аппаратов. Ожидается, что будет произведено до 4 запусков. Таким образом Spaceport хочет разгрузить наземные космодромы.

Идея плавучей стартовой площадки не является в космической отрасли чем-то новым. Еще в начале 2000-х был реализован международный проект «Морской старт», который использовал для запусков платформу, расположенную в Тихом океане. Именно с нее взлетали украинские ракеты «Зенит-3SL». Однако со временем из-за финансовых и политических проблем он был закрыт, и на время мировая космическая отрасль о нем забыла. Но сейчас интерес к таким платформам стремительно растет. Лидером здесь является Восточная Азия. Китай и Южная Корея уже сейчас имеют плавучие платформы, откуда осуществляют пуски ракет.

Космический аппарат Magellan 29 лет хранил тайну Венеры

Изучение Венеры является непростой задачей: она окутана густой токсичной атмосферой, поддерживающей температуру поверхности в среднем на уровне +475°C. Отправленные туда посадочные аппараты продержались там чуть больше часа. Но данные, собранные орбитальным зондом Magellan десятилетия назад, все эти годы хранили тайны Венеры. Миссия была завершена в 1994 году, а результаты исследования планетологи опубликовали только в ноябре прошлого года. Космический аппарат использовал радар, чтобы проникнуть сквозь густые облака планеты и получить изображение поверхности. Теперь ученые использовали эти данные, чтобы обнаружить неожиданный факт: литосфера Венеры может быть тоньше, чем считалось ранее.

На Земле литосфера раздроблена и подвижна, разделена на тектонические плиты, помогающие формировать поверхность планеты, одновременно пропуская тепло из ее недр вокруг своих неровных краев. Литосфера Венеры, напротив, «бесшовная», что делает механизмы охлаждения и восстановления поверхности чем-то вроде загадки. Новое исследование показывает, что там действительно может быть относительно «мягкая» литосфера, которая регулярно «выплескивается» наружу.

Американские военные заинтересовались прямым подключением смартфонов к спутникам

Глава отдела коммерческой спутниковой связи Пентагона (CSCO) Клэр Грейсон сообщила, что американские военные заинтересованы в разработках технологии прямой связи между мобильными устройствами и спутниками. Прямое подключение между смартфоном и спутником будет означать важный сдвиг в политике космической связи Пентагона. До этого американские военные полагались на мощные спутники на высокой геостационарной орбите. Их пропускная способность была низкой, но они все время находились в зоне доступа. Теперь войска получили доступ к большому количеству низкоорбитальных спутников, предоставляющих гораздо лучшие возможности для передачи данных. Однако, по словам Грейсон, это не означает, что Пентагон полностью откажется от геостационарных аппаратов.

Гонка за возможность подсоединить смартфон к спутнику напрямую, без установки дополнительных антенн, как у системы Starlink, длится уже почти год. В ней принимают участие компании Iridium, Lynk Global, AST SpaceMobile, Samsung, Globalstar и другие.

Соединение Юпитера (левая нижняя часть кадра) и Венеры (верхняя правая часть кадра). Источник: Andrew McCarthy

Астрофотограф Эндрю Маккарти опубликовал новую зрелищную фотографию. Она демонстрирует соединение Венеры и Юпитера, которое наблюдалось с 1 по 3 марта. Конечно же, в реальности две планеты не находись по соседству — их разделяла дистанция в 660 млн км. Но благодаря взаимному расположению на земном небе казалось, что они находятся рядом друг с другом. В момент наиболее тесного сближения расстояние между планетами составляло примерно 0,5°, что сравнимо с угловым диаметром полной Луны.

Интересная цифра: 15 лет

IBEX
Космический аппарат Interstellar Boundary Explorer (IBEX)

Космический аппарат Interstellar Boundary Explorer (IBEX) оказался в неопределенной ситуации. 24 февраля в NASA сообщили, что 18 февраля он перезагрузился, но с тех пор не выходит на связь. IBEX был запущен в октябре 2008 года для исследования внешнего края гелиосферы, представляющей собой границу между Солнечной системой и межзвездным пространством. Миссия была рассчитана примерно на два года, но работа зонда растянулась на 15 лет. Его задачей было выявить глобальное взаимодействие между плазмой солнечного ветра и межзвездной средой вокруг Солнечной системы. Миссию возглавляет Юго-Западный исследовательский институт (SwRI) в Сан-Антонио.

Иногда трудно понять, что происходит с аппаратами на околоземной орбите, поскольку люди слабо себе представляют, чем орбитальные маневры отличаются от движения по поверхности планеты. Многие могут объяснить общие принципы полета космического корабля в вакууме. Но маневры вблизи планеты — это отдельный набор вопросов, и мы решили рассказать читателям все, что нужно знать об орбитальных маневрах