James Webb попытается найти комету из межзвездного пространства

Ученые планируют использовать космический телескоп James Webb для изучения комет в Солнечной системе. Ожидается, что уже в первый год своей работы он сможет наблюдать объекты из трех разных семейств. Возможно, даже сможет найти «хвостатую гостью», посетившую нас из дальнего космоса.

Комета Гейла-Боппа
Комета Хейла-Боппа. Источник: E. Kolmhofer, H. Raab

James Webb будет изучать кометы

Когда 12 июля космический телескоп James Webb начнет свою работу, его целью будут не только загадки далекого космоса, такие как поиск внеземной жизни или темной материи. Займется он и изучением более привычных вещей, например, комет.

По крайней мере, на это рассчитывают ученые во главе с Гайди Гаммель. Программа наблюдений за кометами включена в Цикл 1 плана работы James Webb на первый год. Это означает, что интересные результаты от него можно ожидать уже в ближайшие месяцы.

Какие кометы будет наблюдать телескоп

Ожидается, что James Webb будет наблюдать минимум три разных кометы в инфракрасном свете. Первая из них должна принадлежать семейству Юпитера. Ученых интересует, как гравитация гигантской планеты оказывает влияние на орбиты подобных объектов. Наиболее вероятным кандидатом здесь является комета Борелли.

Второй объект должен принадлежать Главному поясу астероидов. Эти короткопериодические «хвостатые гости» проводят много времени близко от Солнца. Главным кандидатом называют комету Рида.

Самым же интересным должно быть третье небесное тело. Астрономы рассчитывают исследовать ранее неизвестную комету, которую должен открыть сам James Webb. Возможно, ею станет объект из облака Оорта, вытолкнутый из своей колыбели какими-то возбуждениями. Еще более интересна возможность открытия небесного тела, залетевшего в Солнечную систему из глубин далекого космоса, наподобие астероида Оумуамуа или кометы Борисова.

астероиды
Межзвездный астероид Оумуамуа. Источник: Webbtelescope.org

Почему именно James Webb

James Webb — обсерватория, имеющая несколько уникальных астрономических инструментов. Возможность того, что именно она сможет первой увидеть комету, прилетевшую к нам из пространства за пределами Солнечной системы, обеспечивается беспрецедентной чувствительностью телескопа.

Камеры ближнего и среднего инфракрасного спектра могут увидеть объекты в облаке Оорта, которые наземное оборудование смогло бы запечатлеть только через несколько месяцев. Астрономы рассчитывают, что уже в первые недели работы телескоп самостоятельно найдет для себя третий объект исследования.

Неудивительно, что ученых очень заинтересовала возможность использовать мощные спектрографы на борту обсерватории. Кометы хранят в себе следы первичного облака, из которого образовалась Солнечная система. И хотя образцы их материала уже получены, возможность изучить его с высокой точностью и еще сравнить между собой три разных «хвостатых звезды» может быть невероятно ценной.

Камера среднего инфракрасного диапазона James Webb. Источник: Webbtelescope.org

Максимальную ценность будет иметь химический состав кометы, прилетевшей к нам из другой звездной системы. Ученые только начинают привыкать к мнению, что органические вещества распространены в космосе гораздо шире, чем можно было представить. И очередной небесный объект расскажет нам много интересного об этом.