James Webb обнаружил древнейшую темную материю во Вселенной

Исследователи недавно изучили гравитационное линзирование древнейшего света, который мы способны увидеть. В нем была обнаружена древнейшая темная материя, окружающая галактики в возрасте 12 млрд лет. Темная материя была замечена при наблюдении того, как некоторые галактики искажают свет космического микроволнового фона, который произошел сразу после Большого взрыва.

Художественное изображение остатков радиации Большого взрыва
Художественное изображение остатков радиации после Большого взрыва, искаженных темной материей 12 млрд лет назад. Изображение: Eurekalert

Когда телескоп James Webb недавно сделал знаменитое изображение скопления галактик SMACS 0723, он фактически смотрел на древние галактики, которые увеличились благодаря SMACS 0723, включая древнейшую галактику, образовавшуюся всего лишь спустя 300 млн лет после Большого взрыва. Команда обнаружила, что темная материя в этих самых отдаленных областях космоса оказалась менее сложной, чем это должно быть соответственно стандартной теории космологии.

SMACS 0723
Небольшая часть глубокого поля SMACS 0723 первое изображение, опубликованное James Webb, на котором видны сотни галактик. Источник: NASA/ESA/CSA/STScI

«Наше открытие прошлого все еще остается неопределенным. Если данные подтвердятся, это означает, что все космологические модели имеют недостатки. Это заставит ученых усовершенствовать существующие модели, чтобы улучшить наше понимание природы самой темной материи», — сказал Хиронао Миятаке, астроном из Университета Нагоя.

гравитационное линзирование
Изображение Hubble в видимом свете (слева) и с синим фильтром (справа) показывает гравитационное линзирование и примерное расположение темной материи. Изображение: NASA

Что такое черная материя?

Темная материя составляет около 27% Вселенной. Обнаружить ее непосредственно невозможно, потому что она не фиксируется ни в одном из спектров, а проявляется только в гравитационном взаимодействии с обычной материей в галактических масштабах. Что же представляет собой темная материя, ученым неизвестно. Поэтому она действительно является универсальным термином для этой неучтенной массы.

Существуют некоторые кандидаты на роль темной материи: элементарные частицы, которые называются вимпами (WIMP, или слабо взаимодействующие массивные частицы), и еще более мелкие частицы, аксионы. Вполне возможно, что и вимпы, и аксионы составляют темную материю. Поиски темной материи продолжаются, но тем временем астрономы могут увидеть ее влияние в огромных масштабах. Темная материя действует как невидимый клей, скрепляющий скопление галактик. Она также действует как линза для более отдаленного света, увеличивая древние объекты для нашего наблюдения. Несмотря на то, что темная материя является загадкой, она помогает ученым изучать раннюю Вселенную.

Ранее мы сообщали о том, как альтернативная теория гравитации подвергла сомнению темную материю.

По материалам Eurekalert