ESA предложило вводить астронавтов в гибернацию

Гибернация человека выходит за рамки научной фантастики и может стать революционным методом космических путешествий. В частности, она позволяет существенно сократить расходы на пилотируемую миссию к Марсу. Об этом говорится в исследовании, проведенном под эгидой ESA.

Сложности полета на Марс

Подготовка пилотируемой марсианской миссии сопряжена с целым рядом проблем. Так, экипаж необходимо снабдить запасом еды и воды примерно на два года. Речь идет о 30 кг в неделю на человека. Помимо этого, конструкторам следует учитывать множество других факторов: радиацию, физиологические проблемы, а также психологические аспекты длительной изоляции.

Астронавт Паоло Несполи в спальном мешке внутри модуля Harmony. Источник: NASA

По мнению исследователей, у них есть решение этих проблем. Снижение скорости метаболизма астронавтов до 25% от нормального состояния резко сократит количество припасов, необходимых для миссии. В свою очередь это позволить уменьшить на треть размеры космического корабля и значительно снизить стоимость миссии.

Капсулы для гибернации

Идея гибернации не нова. Еще в 1980-х врачи начали использовать гипотермию для снижения метаболизма во время длительных и сложных операций. Но этот метод лишен многих преимуществ полноценной гибернации. Так что авторы исследования предлагают сделать ставку на изучение спячки животных.

Спящий медведь. Источник: MJ Boswell

Многие животные впадают в спячку, чтобы пережить периоды холода и нехватки пищи или воды. Для этого они снижают свое сердцебиение, частоту дыхания и температуру тела. Такой способностью обладают тихоходки, лягушки и рептилии.

Но, по мнению ученых, наилучшим образцом для подражания являются медведи. У них схожая с человеком масса тела и при этом во время спячки они снижают температуру всего на несколько градусов, что считается безопасным для людей. Весной медведи покидают логово здоровыми, лишь с незначительной потерей мышечной массы. Им требуется всего около 20 дней, чтобы вернуться к нормальной жизни.

Поэтому исследователи предлагают оборудовать отправляющийся к Марсу корабль капсулами с мягкой оболочкой и точно настроенными параметрами для спячки: тихая среда с приглушенным освещением, низкой температурой (менее 10°C) и высокой влажностью. Для защиты от радиации они будут окружены контейнерами с водой.

Схема предложенной исследователями из ESA капсулы для гибернации. Источник: ESA

Во время полета к Марсу экипаж корабля будет принимать специальные препараты, способствующие снижению метаболизма.  Астронавты будут носить специальную одежду, защищающую их от перегрева, и датчики, следящие за температурой и частотой сердечных сокращений. В случае аномалий и чрезвычайных ситуаций в дело вступит искусственный интеллект корабля. Также стоит отметить, что поскольку низкий уровень тестостерона у млекопитающих способствует спячке, женщины все же более предпочтительные кандидаты для экспериментов с гибернацией.

Вы также можете прочитать о результатах недавнего исследования, согласно которому вода на Марсе существовала на миллиард лет дольше, чем считалось ранее.

По материалам https://www.esa.int/