Бакиболы и углеродные нанотрубки могут образовываться при взрыве сверхновых

Бакиболы и углеродные нанотрубки — это молекулы, в которых атомы карбона объединяются в крепкую кристаллическую решетку. По мнению ученых, они могут образовываться при взрыве сверхновых.

Бакиболы в космосе
Бакиболы в космосе. Источник: NASA

Бакиболы и углеродные нанотрубки в космическом пространстве

Ученые из Университета Аризоны доказали, что в космическом пространстве могут присутствовать очень большие молекулы, состоящие из чистого углерода. Они образуются в результате взрыва сверхновых. Речь идет о бакиболах и углеродных нанотрубках.

О существовании этих двух форм углерода люди узнали несколько десятилетий назад. Обе они являются модификацией графена. Бакиболы представляют собой сферы, состоящие из 60 — 70 атомов карбона, объединенных в решетку. Нанотрубки представляют собой плоские листы, скрученные в цилиндры. На Земле и те, и другие могут использоваться в многочисленных новых технологиях.

Бакибол
Молекула бакибола. Источник: Википедия

Как образуются большие углеродные молекулы в космосе

По мнению ученых, нанотрубки и бакиболы в космосе образуются совсем не так, как в наших лабораториях. Межзвездная среда около сверхновых обогащена водородом. В таких условиях будут образовываться скорее углеводороды, в том числе и являющиеся прекурсорами жизни, чем молекулы из чистого углерода.

И тем не менее спектроскопические исследования в инфракрасном спектре свидетельствуют, что бакиболы в межзвездной среде имеются. Загадку их образования помог решить кремний. В виде пыли он в большом количестве присутствует в сверхновых выбросах.

В соответствии с разработанной исследователями теорией именно кремний выступает катализатором образования бакиболов. В условиях, когда ударные волны и высокоэнергетические частицы нагревают среду и делают ее более плотной, атомы углерода вокруг кремния начинают объединяться с себе подобными, формируя кристаллическую решетку.