Астрономы обнаружили глобальное потепление на Нептуне

На протяжении 17 лет международная группа астрономов отслеживает изменения температуры атмосферы Нептуна при помощи наземных телескопов, в том числе Очень большого телескопа Европейской южной обсерватории (VLT ESO). Им удалось обнаружить внезапное падение глобальной температуры планеты, за которым последовало резкое потепление в районе южного полюса.

Измерения температуры Нептуна

На Нептуне, как и на Земле, в процессе его обращения по орбите вокруг Солнца происходит смена времен года. Однако каждое время года на восьмой планете длится около 40 земных лет —  ведь продолжительность одного нептунианского года составляет 165 земных.

Нептун: снимки VLT и телескопа Hubble. Источник: ESO/P. Weilbacher (AIP)/NASA, ESA, and M.H. Wong and J. Tollefson (UC Berkeley)

Разумеется, астрономов весьма интересуют погодные процессы, которые происходят в столь необычных условиях. Но как измерить температуру планеты, орбита которой проходит на расстоянии 4,5 млрд км от Солнца? Для этого астрономы используют высокочувствительные тепловизоры, регистрирующие тепловое излучение небесных тел.  Подобные инструменты установлены на наиболее мощных телескопах, вроде Очень большого телескопа ESO.

Глобальное потепление на Нептуне

В 2005 году в южное полушарие Нептуна пришло лето, и астрономы начали отслеживать изменения температуры планеты после летнего солнцестояния. За последующие 17 лет было получено почти сто тепловых инфракрасных изображений Нептуна, сопоставление которых позволило выявить общие тренды в изменении температур в стратосфере планеты над южным полушарием.

Тепловые изображения Нептуна, полученные между 2006 и 2020 годами. Источник: ESO/M. Roman, NAOJ/Subaru/COMICS

Данные показали, что, несмотря на наступление лета в южном полушарии, последние два десятилетия на большей части планеты постепенно холодало. Между 2003 и 2018 годами глобальная средняя температура Нептуна упала на 8°C.

Однако затем ситуация резко изменилась. В период между 2018-м и 2020-м астрономы неожиданно зарегистрировали резкое потепление в районе южного полюса Нептуна на 11°C.

Изменения температуры на Нептуне оказались совершенно неожиданными, и астрономы пока не знают, что могло их вызвать. Их причиной могли быть химические процессы в стратосфере планеты, случайные погодные изменения или даже солнечный цикл. Чтобы выяснить причину температурных колебаний, в ближайшие годы понадобятся новые наблюдения. Космическая обсерватория James Webb, а также наземные телескопы будущего, такие как Чрезвычайно большой телескоп ESO (ELT), смогут наблюдать подобные температурные изменения в подробностях и построить новые детальные химические и температурные карты атмосферы восьмой планеты от Солнца.

Вы также можете почитать статью о величайших тайнах Нептуна.