На спутнике Сатурна могут существовать океанические течения

Американские исследователи выдвинули гипотезу о том, что подледный океан на спутнике Энцелад может иметь подводные течения схожие с океаническими земными. Научная работа на эту тему была опубликована в журнале Nature Geoscience.

Энцелад — сравнительно небольшое тело, его диаметр составляет около 500 километров, а сам спутник является шестым по размеру и четырнадцатым по удаленности от Сатурна. Принято считать, что под ледяной коркой поверхности спрятан соленый океан, который находиться в жидком агрегатном состоянии за счет приливных сил. О составе воды ученые сделали вывод по образцам, взятым аппаратом Cassini во время пролетом Энцелада в 2014 году. Именно это может свидетельствовать о наличии внеземной микробной жизни на спутнике.

Изображение Энцелада, полученное КА Cassini

Однако привычное нам понятие океана, немного отличается от того, что скрывает ледяная корка Энцелада. Если земной океан относительно неглубокий — в среднем 3,6 км в глубину, то водоемы спутника Сатурна имеют приблизительно 30 км в глубину и охватывают всю его поверхность. Кроме того, в отличие от земного океана где самые теплые слои воды находятся на поверхности, на Энцеладе вода чем глубже, тем теплее.

Последние исследования планеты дают понять, что возможно океан Энцелада все же имеет кое-что общее с земным, а именно — океанические течения. Гипотеза, что они существуют на спутнике, появилась благодаря изучению ледяной корки на поверхности океана планеты. Дело в том, что слой льда неравномерный и на полюсах он имеет значительно меньшую толщину, чем на экваторе. Тонкие участки — результат таяния, а толстые — замерзания. Ученые считают, что на участках, где лед толще, океан более соленый, поскольку замерзает только вода, а соли опускаются на дно. Этот процесс делает там воду более плотной. На участках, где лед тоньше, все происходит наоборот. На Земле подобные явления приводят к различным океаническим течениям.

Сейчас исследователи создали цифровую модель для поиска более благоприятных зон океана Энцелада, основанную на знаниях об аналогичных процессах в земном океане. В будущем эта компьютерная модель поможет определить участки океана на спутнике, где может скрываться внеземная жизнь.