Звездотрясения стали сенсацией третьего релиза данных Gaia

Опубликован третий релиз данных космического телескопа Gaia. Он содержит сведения о 1,59 млрд объектов — от астероидов до квазаров. Сенсацией стало наличие данных об изменении формы тысяч звезд, которую ученые называют звездотрясением.

Звездная карта телескопа Gaia
Карта, созданная по данным телескопа Gaia. Источник: Рhys.org

Третий каталог космического телескопа Gaia

13 июня на сайте Европейского космического агентства (ESA) появился третий выпуск данных от космического телескопа Gaia (DR3). Он содержит сведения о 1,47 млрд объектов, за которыми следит этот инструмент. Для них определено положение на небе, яркость, собственное движение и электромагнитные спектры. Также опубликованы десятки исследований ученых из разных стран, базирующиеся на этих новых сведениях.

Из них примерно 158 тыс. являются астероидами Солнечной системы. Для них определены положения и рассчитаны орбиты. Приблизительно для 60 тыс. «космических камней» получены спектры отражения поверхности. Это позволит узнать, из чего эти тела состоят.

Но основная часть объектов является звездами. Только тех светил, для которых определен спектральный класс в DR3, насчитывается 217 млн. А для 128 млн из них определены масса и возраст, что позволит построить модели их эволюции.

Также в этом релизе данных содержится информация о 10,5 млн переменных звезд, относящихся к 24 разным типам. 813 тыс. объектов являются кратными звездами. В это число входят двойные, тройные и более сложные звездные системы, для которых определены параметры орбит компонентов. Наконец, в DR3 содержится информация о 900 млн. подтвержденных новых галактик и еще 4,8 млн кандидатов. Количество же квазаров, астрометрические данные которых собрала Gaia, достигает 6,6 млн.

Почему данные телескопа Gaia так важны

Все вышеизложенное может показаться просто большими скучными цифрами. Однако они снабжают астрономов материалом для исследований на годы и, возможно, десятилетия вперед. Телескоп Gaia был запущен в 2013 году. Он расположен в точке L3, за Луной, недалеко от того места, где вскоре начнет свою работу JWST.

Телескоп Gaia
Космический телескоп Gaia. Источник: Аrstechnica.net

В отличие от него, Gaia не пытается разгадать тайну отдельных объектов. Это астрометрический инструмент, который посматривает сразу за всем небом и фиксирует положения и параметры объектов на нем. Ежесуточно он определяет положения 700 млн объектов, и для 150 млн из них определяет яркость и спектроскопические данные.

За годы работы выпущено уже два релиза данных Gaia. Каждый из них содержал невероятное количество информации. Фактически телескоп создает самую совершенную карту Вселенной, масштаб которой людям трудно постичь. Однако ученые, копающиеся в этом океане информации за прошлые годы, смогли опубликовать тысячи интересных исследований.

Некоторые звезды изменяют форму

Благодаря Gaia уже неоднократно совершали открытия, для которых он не создавался. По его данным, уже разгадывали тайны двойных звезд, находили экзопланеты, исследовали, как ведут себя спутники Млечного Пути, и моделировали прошлое и будущее всей Галактики.

В этот раз сенсацией релиза стали звездотрясения. Среди сотен миллионов светил обнаружены тысячи, которые в течение наблюдения демонстрировали изменение формы. Процессы внутри них приводят к неравномерным расширениям и сжатиям. Они катятся по гигантской звезде, как цунами, которое изменяет параметры ее светимости.

Итак, вполне вероятно, что среди сотен публикаций, которые в ближайшие годы появятся в журналах, немало будет посвящено астросейсмографии. Периодичность большинства переменных звезд определяется отнюдь не пульсациями поверхности. Поэтому те, которые регулярно сжимаются и раздуваются, достаточно редки.

Gaia будет работать в космосе, по крайней мере, еще до 2025 года. А последний релиз ее данных выпустят только в 2030 году. Хотя, возможно, миссию продолжат, и тогда публикация невероятного массива данных будет продолжаться еще дольше. А открытие за ними будут делать еще и следующие поколения астрономов.