Загрязнение Марса грозит будущим космическим миссиям

Человечество активно исследует поверхность Марса уже более 50 лет. По данным Управления ООН по космическому пространству, страны отправили на Марс 18 искусственных объектов в течение 14 отдельных миссий. Многие из этих миссий еще продолжаются, но за десятилетия исследований Марса человечество оставило много мусора на поверхности Красной планеты, что уже представляет проблему.

Разбит защитный кожух с парашютом на поверхности Марса
Разбитый защитный корпус с парашютом на поверхности Марса, сфотографированный Ingenuity во время 26-го полета. Фото: NASA

Марсоход Perseverance уже не в первый раз замечает последствия загрязнения поверхности Марса остатками собственной миссии, начиная от разрушенного корпуса защитного экрана, заканчивая небольшими частями мусора, которые оставили после себя посадочная платформа и парашют.

Мертвые роботы как источник мусора

Девять неактивных космических кораблей на Марсе теперь стали космическим мусором на поверхности планеты. Это посадочные аппараты «Марс-3», «Марс-6», «Викинг-1», «Викинг-2», марсоходы Sojourner, Spirit, Opportunity, а также утраченные посадочные аппараты Beagle 2 и Phoenix. Хотя они в большинстве своем невредимы, их лучше считать историческими реликвиями, чем мусором.

Разбитые космические аппараты и их обломки — еще один значительный источник мусора. Безопасный спуск на поверхность планеты является сложнейшей частью любой миссии приземления на Марс, и не всегда этот этап заканчивается успешно. По меньшей мере два космических корабля потерпели крушение, а еще четыре потеряли связь до или сразу после посадки.

Мусор на Марсе, разбрасываемый Perseverance

Вместе с тем работающие космические аппараты Perseverance и Curiosity также сорят после себя. Алюминиевые колеса Curiosity постепенно разрушаются и оставляют частицы обломков. Если более старый аппарат сорит нечаянно, то Perseverance делает это целенаправленно: в июле 2021 года NASA приказала марсоходу выбросить использованное сверло на поверхность для замены на новое, чтобы продолжать бурить скалы для сбора образцов.

Сфотографированный Ingenuity тормозной парашют марсохода Perseverance. Источник: NASA/JPL-Caltech

Если добавить массу всех космических кораблей, когда-либо отправлявшихся на Марс, то их суммарный вес составит примерно 9979 кг. Вычтите вес аппаратов, работающих сейчас на поверхности (2860 кг), и у вас останется 7119 кг мусора на Марсе, который занесло туда человечество.

Космическая экология

Сегодня главная обеспокоенность ученых относительно мусора на Марсе — это риск, который он представляет для текущих и будущих миссий. Команды Perseverance документируют весь найденный мусор и проверяют, может ли он загрязнить образцы, которые марсоход активно собирает. Инженеры NASA также рассмотрели, мог ли Perseverance запутаться в обломках при посадке, но пришли к выводу, что риск невелик.

В будущем, когда человечество полетит на Марс для организации первой колонии, отходы и мусор на планете станут еще большей проблемой. Поэтому решение этого вопроса нужно активно продумывать уже сейчас ради будущего человечества и чистого космоса.

Ранее мы сообщали о том, что подсчитан риск смерти от падения космического мусора.

По материалам Science Alert