«Юйту-2» обнаружил загадочные сферы на обратной стороне Луны

Китайский луноход «Юйту-2» сделал еще одну захватывающую находку на обратной стороне Луны. Среди серого реголита панорамная камера лунохода запечатлела две маленькие полупрозрачные стеклянные сферы. Однако, несмотря на кажущееся искусственное происхождение, это природные объекты, называемые в геологии сферулами.

Yutu-2
Стеклянные сферы, обнаруженные «Юйту-2». Фото: Science Alert

Состав стекла тоже не является необычным. Стекло — не редкость на нашем спутнике. Оно образуется, когда силикатные минералы подвергаются воздействию высокой температуры. В прошлом на Луне имел место обширный вулканизм, приведший к образованию вулканического стекла. Также подобные шарики формируются после ударов метеоритов. По словам группы ученых во главе с планетным геологом Чжиюн Сяо из Университета Сунь Ятсена и Китайской академии наук, именно последнее может являться причиной образования объектов, обнаруженных луноходом.

Необычное отличие

Однако доля загадочности в найденных объектах остается. Дело в том, что большая часть стекла, найденного на Луне ранее выглядит иначе, чем шарики, обнаруженные «Юйту-2». До сих пор их находили размерами в пределах миллиметра. Сферулы, замеченные китайским луноходом, намного крупнее — от 15 до 25 мм в поперечнике.

Yutu-2
Китайский луноход «Юйту-2». Фото: CNBC

С другой стороны, их более крупный размер не делает их чем-то уникальным. Стеклянные шары диаметром до 40 мм были найдены на Луне во время миссии Apollo 16. Они находились рядом с близлежащим кратером и также сформировались в результате удара метеорита.

Но между этими двумя открытиями есть различия. Как объясняют Сяо и его коллеги, сферы, обнаруженные на обратной стороне, кажутся полупрозрачными и имеют стеклянный блеск. В дополнение к двум крупным были найдены еще четыре шарика, имеющие аналогичный блеск, но их полупрозрачность не может быть подтверждена.

Вероятное объяснение

Ученые считают, что найденные объекты сформировались из вулканического стекла, которое снова расплавилось при ударе и превратилось в полупрозрачные сферы. Это означает, что шарики могут быть аналогом земных образований, известных под названием тектитов — стеклянных слитктов размером с гальку. Они возникают, когда земной материал плавится, выбрасывается в воздух, затвердевает и принимает причудливую форму по мере падения обратно на поверхность.

Такие шарики могут содержать информацию об истории Луны, в том числе о составе ее мантии и ударных событиях. «Юйту-2» не смог получить данные об их составе, но эти природные лунные образования могут стать важными объектами исследований в будущем.

Напомним, что ранее на Марсе был обнаружен объект странной формы.

Космическое кольцо: астрономы сфотографировали гиперсветящуюся галактику