VLT сфотографировал суперюпитер у пары массивных звезд

Благодаря Очень большому телескопу Европейской южной обсерватории (VLT ESO), астрономы сумели получить прямое изображение экзопланеты. Она обращается вокруг пары очень массивных и горячих звезд. Находка имеет важное значение, ибо до недавнего времени многие ученые считали, что экзопланеты не могут существовать в подобных системах.

Полученный VLT снимок звездной системы b Центавра. Стрелочка отмечает положение экзопланеты. Источник: ESO/Janson et al

Найденная VLT экзопланета обращается вокруг двух звезд b Центавра, также известных под обозначением HIP 71865. Они расположены на расстоянии 325 световых лет от Земли и даже заметны на небе невооруженным глазом. Суммарная масса светил в 6-10 раз превышает солнечную. Это делает их (причем с большим отрывом) самой массивной звездной системой, в которой подтверждено существование планеты.

Более массивная звезда системы относится к спектральному классу B, а температура ее поверхности составляет примерно 18 000°C. Она является мощным источником ультрафиолетового и рентгеновского излучения. Точные характеристики второго светила пока что не определены.

«Невозможный» суперюпитер

Обращающаяся вокруг b Центавра экзопланета (она получила обозначение b Cen (AB) b) является суперюпитером. Ее масса почти в 11 раз превосходит юпитерианскую. Таким образом, она очень близка к границе, отделяющей массивные газовые гиганты и коричневые карлики — объекты, которые также называют неудавшимися звездами.

Одной из главных отличительных особенностей b Cen (AB) b является ее крайне удаленная орбита. Она проходит на расстоянии порядка 560 а.е. от центра системы. Это почти в 19 раз больше, чем дистанция между Солнцем и Нептуном. К тому же экзопланета весьма молода. Ее возраст не превышает 15 млн лет. Атмосфера b Cen (AB) b все еще разогрета до очень высоких температур и является активным источником инфракрасного излучения. Именно благодаря сочетанию больших размеров, молодости и удаленности от ярких родительских звезд VLT и сумел получить прямой снимок этого мира.

Чтобы понять важность находки, стоит сказать, что до этого астрономы еще ни разу не находили экзопланеты у звезд, чья масса превышает солнечную более чем в три раза. Кроме того, многие исследователи полагали, что у светил большой массы в принципе не могут образовываться экзопланеты. Дело в том, что чем массивнее и горячее звезда, тем более высокоэнергетическое излучение она испускает. В свою очередь это заставляет вещество из окружающего ее протопланетного диска испаряться быстрее и может полностью подавлять процессы образования экзопланет.

Система b Центавра в представлении художника. Источник: ESO/L. Calçada

Однако обнаружение b Cen (AB) b опровергает эту гипотезу. Оно означает, что звезды-гиганты могут как минимум обладать экзопланетами на широких орбитах. Более того, учитывая размеры b Cen (AB) b, она вряд ли могла изначально сформироваться на своей нынешней позиции и, скорее всего, образовалась в другой части системы, значительно ближе к паре звезд, а затем мигрировала на нынешнюю позицию.

Пропущенное открытие

В завершение стоит отметить еще один любопытный факт. b Cen (AB) b была обнаружена благодаря ультрасовременному высококонтрастному спектрополяриметру SPHERE, смонтированному на телескопе VLT. До этого при помощи инструмента астрономы уже смогли успешно получить изображения нескольких экзопланет, в том числе и у солнцеподобной звезды, а также наиболее детальные снимки астероида Клеопатра.

Положение b Центавра на карте звездного неба. Источник: ESO, IAU and Sky & Telescope

Но самое любопытное заключается в том, что экзопланета могла быть найдена еще на стыке XX и XXI веков. В ходе последующего изучения архивных данных астрономы обнаружили, что первое изображение b Cen (AB) b на самом деле было получено более 20 лет назад на 3,6-метровом телескопе ESO. К сожалению, в то время она не была отождествлена как экзопланета, и открытие состоялось лишь сейчас.