Пусковая статистика 2021 года

По всей видимости, 2021-й  войдет в историю космонавтики как год со «звездочкой» у цифры космических запусков. Ибо в зависимости от того, кому верить, общее количество орбитальных миссий составит от 144 до 146. Но обо всем по порядку.

Космические рекорды 2021 года

Стоит сразу сказать, что даже если взять «нижнюю» цифру в 144 космических запуска, это все равно наилучший показатель за весь XXI век. Для сравнения, в прошлом году состоялось 114 запусков, в 2011-м — 84, в 2001-м — 59.

Пуск ракеты «Чанчжэн-5В». Источник: Weibo.com

Первое место досталось Китаю. Поднебесная серьезно обновила свой национальный рекорд, осуществив 56 космических запусков, включая две пилотируемые миссии. Предыдущее лучшее достижение КНР составляло лишь 39 космических миссий.

Второе место заняли США с 51 запуском (с учетом шести полетов малого носителя Electron с новозеландского космодрома Махия). Неоспоримым лидером американской аэрокосмической индустрии вновь стала ракета Falcon 9, на счету которой 31 миссия, включая три пилотируемых. Это стало новым рекордом для SpaceX. Во время всех своих запусков 2021 года компания осуществляла возврат первой ступени Falcon 9. 30 посадок завершились успехом и лишь одна была неудачной. Альянс ULA (совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin), который еще несколько лет назад занимал доминирующее положение на американском пусковом рынке,  довольствовался лишь 5 запусками в 2021 году.

Пуск ракеты Falcon 9. Источник: John Kraus

Замкнула тройку Российская Федерация с 25 запусками (с учетом одного «Союза», стартовавшего с космодрома Куру), включая три пилотируемые миссии. Что касается остальных стран, то на Евросоюз пришлось шесть запусков, на Японию — три, Индию — два, Южную Корею — один. Также есть еще Иран, но о нем поговорим ниже.

Космические аварии 2021 года

2021 год отметился достаточно большим количеством аварий. Сразу девяти ракетам так и не удалось добраться до орбиты. Большинство неудач было связано с запусками новых носителей. Так, авариями завершились оба проведенных в 2021 году пуска ракеты Hyperbola-1, построенной китайской компанией i-Space. Не удалось добраться до орбиты малым носителям Rocket 3 и Alpha. Неудачей завершилась и попытка Южной Кореи отправить в космос ракету собственной разработки «Нури».

Запуск ракеты «Нури». Источник: Korea Aerospace Research Institute

Также авариями завершились пуски двух регулярно летающих ракет. В мае из-за сбоя в работе системы зажигания у ракеты Electron преждевременно отключился двигатель второй ступени, что привело к потере полезной нагрузки в виде пары спутников BlackSky. В августе из-за сбоя в работе третьей ступени до орбиты не добрался индийский носитель GSLV Mk II. Авария привела к потере метеоспутника GISAT-1.

Особняком в пусковой статистике 2021 года стоит Иран. По официальной версии, в этом году Исламская республика провела один пуск ракеты «Симург». По данным США, их было два.

Иран отрицает сам факт проведения первого пуска, который, по американский данным, завершился аварией. Что касается второй миссии «Симург», то, по версии Исламской республики, это был испытательный полет, который завершился успехом. При этом точно известно, что ракета совсем немного не дотянула до первой космической скорости и на ее борту находилось три экспериментальных аппарата. Так что каждый может решать сам, был ли это удачный суборбитальный тест или же очередной неудачный космический пуск Ирана.

Пуск ракеты «Симург». Источник: Tasnim News Agency

И, наконец, нужно упомянуть Россию. По официальной статистике, 2021-й стал третьим подряд безаварийным годом для «Роскосмоса». Однако при ближайшем рассмотрении дела обстоят не так просто. По данным спутниковых споттеров, во время состоявшегося 13 декабря пуска ракеты «Протон-М» произошло преждевременное отключение разгонного облака «Бриз-М», из-за чего полезная нагрузка (два коммуникационных аппарата «Экспресс») оказалась на нерасчетной орбите. По официальной же версии пуск произошел без каких-либо сбоев.

Аналогичная ситуация и с состоявшимся 28 декабря испытательным пуском тяжелой ракеты «Ангара». Первоначально пуск проходил в штатном режиме. Макет спутника вместе с разгонным блоком «Персей» были успешно выведены на низкую околоземную орбиту. После этого «Персей» должен был осуществить четыре включения двигателя. Маневры позволили бы вывести груз на целевую геостационарную орбиту.

Пуск ракеты «Ангара». Источник: Минобороны РФ

Однако по неофициальным сведениям, во время второго включения двигателя блока произошла авария. Это подтверждают сведения американского NORAD, согласно которым «Персей» с макетом так и остались на низкой орбите, и в последующие несколько дней от них отделилось несколько фрагментов. Хоть российские должностные лица так и не прокомментировали ситуацию с разгонным блоком, уже очевидно, что он действительно не справился с возложенной на него задачей. По прогнозам баллистиков, «Персей» войдет в земную атмосферу в течение января 2022 года.