Новая карта рассказала о водном прошлом Марса

Европейское космическое агентство (ESA) опубликовало новую минералогическую карту Марса. Она демонстрирует расположение залежей глины и солей, имеющих водное происхождение.

Минералы водного происхождения

На Земле взаимодействие воды с различными породами приводит к формированию различных типов минералов. Например, такие вещества, как смектит и вермикулит, образуются с участием относительно небольшого количества воды и в основном сохраняют те же химические элементы, что и исходные вулканические породы. Когда воды много, породы могут быть изменены сильнее. Растворимые элементы уносятся, оставляя после себя богатые алюминием глины — например, каолин.

Карта минералов водного происхождения на Марсе. Источник: ESA/Mars Express (OMEGA and HRSC) and NASA/Mars Reconnaissance Orbiter (CRISM)

В этом отношении Марс не отличается от Земли. Когда в далеком прошлом он обладал полноценной гидросферой, вода активно взаимодействовала с горными породами, оставив ряд осадочных отложений. Еще десять лет тому назад планетологи знали порядка тысячи участков, покрытых минералами водного происхождения. Однако новая минералогическая карта Красной планеты, опубликованная в недавнем выпуске журнала Icarus, способна изменить представление о ее прошлом. Она содержит информацию о сотне тысяч областей с гидратированными минералами, расположенными в различных локациях.

Следы марсианской воды

Карта была создана на основе данных, которые были собраны спектрометрами OMEGA и CRISM, установленными на аппаратах Mars Express и MRO. Эти инструменты идеально подходят для подобной задачи. CRISM обладает возможностью получать детальные изображения поверхности с разрешением до 15 м/пиксель, в то время как OMEGA способен делать глобальные изображения Марса.

Новая карта наглядно демонстрирует, что в прошлом вода играла огромную роль в минералогии Красной планеты, активно взаимодействуя с ее поверхностью. Об этом говорят многочисленные отложения глин, солей и других гидратированных минералов.

Раньше ученые считали, что лишь несколько типов глин возникли на Марсе во время влажного периода, а затем, когда вода постепенно высохла, по всей планете образовались соли. Однако, судя по новой карте, этот процесс был куда сложнее. Она демонстрирует смешение солей и глин, а также участки, где соль предположительно древнее глин. Это говорит о том, что марсианская вода исчезла не одномоментно, а в ходе длительного процесса.

Карта минералов водного происхождения в кратере Езеро (место посадки марсохода Perseverance). Источник: ESA/Mars Express (OMEGA and HRSC) and NASA/Mars Reconnaissance Orbiter (CRISM)

По словам ученых, карта дает возможность планировщикам будущих миссий подобрать наиболее подходящие места для высадки пилотируемых экспедиций. Гидратированные минералы все еще содержат воду. Ее можно добыть и использовать для питья, получения кислорода и компонентов ракетного топлива.

Карта минералов водного происхождения на плато Оксия (место посадки марсохода Rosalind Franklin). Источник: ESA/Mars Express (OMEGA and HRSC) and NASA/Mars Reconnaissance Orbiter (CRISM)

Если же говорить о миссиях ближнего прицела, то богатые глиной места считаются наилучшими кандидатами для поисков следов потенциальной марсианской жизни. Именно поэтому ESA выбрало плато Оксия в качестве места посадки марсохода Rosalind Franklin.