Рекордная фотосессия: наземный телескоп сфотографировал аппарат JUICE

Компания Airbus Space опубликовала запись, демонстрирующую аппарат JUICE. Ее особенность заключается в том, что в момент съемки земной посланец находился на расстоянии 1,5 млн км от Земли. Это почти в четыре раза больше, чем дистанция между нашей планетой и Луной.

Аппарат JUICE был запущен 14 апреля 2023 года. Целью его миссии являются Европа, Каллисто и Ганимед — три крупнейших ледяных спутника Юпитера, под поверхностями которых скрываются огромные океаны. Правда, не обошлось без некоторых накладок. Изначально JUICE не сумел развернуть антенну радара RIME. Он является одним из ключевых научных инструментов всей миссии. К счастью, позже инженеры все же нашли способ, как исправить ситуацию и развернуть антенну.

В честь этого успеха Airbus Space опубликовал весьма любопытную анимацию. На ней можно увидеть небольшую точку, летящую на фоне множества звезд. Эта точка и есть JUICE. Составляющие анимацию снимки были сделаны 20 апреля. В момент съемки аппарат находился на расстоянии 1,5 млн км от Земли. Для сравнения, среднее расстояние между нашей планетой и Луной составляет 384 тыс. км.

Но как именно специалистам удалось сфотографировать такой крошечный объект, находящийся на столь большой дистанции от Земли? Для этого был задействован роботизированный телескоп ART (Airbus Robotic Telescope). Он расположен в Испании и используется для мониторинга околоземного пространства и отслеживания космических аппаратов. Для наведения телескопа были использованы координаты, предоставленные Лабораторией реактивного движения NASA. В общей сложности, ART сделал 20 снимков с пятиминутной выдержкой.

Элементы солнечных батарей зонда JUICE. Источник: Airbus Defence and Space Netherlands

Также стоит отметить еще один немаловажный фактор, благодаря которому удалось сфотографировать JUICE. Дело в том, что аппарат оснащен набором из двух солнечных батарей, общей площадью 85 м² (на данный момент это рекорд для космических аппаратов, когда-либо покидавших околоземную орбиту). Столь внушительные размеры обусловлены тем, что окрестности Юпитера получают в 27 раз меньше света, нежели Земля. Огромные солнечные батареи значительно увеличивают яркость аппарата, что делает возможным его телескопические наблюдения даже на столь больших расстояниях от Земли.

Стоит отметить, что в будущем у астрономов еще будут шансы вновь увидеть JUICE. В 2024, 2026 и 2029 годах он трижды вернется к нашей планете, чтобы использовать ее гравитацию для разгона.