NASA и «роскосмос» ведут переговоры о полетах на МКС, а марсоход Perseverance поврежден: дайджест новостей

Подборка интереснейших космических новостей к завтраку: Hubble сфотографировал необычное слияние «многорукавых» галактик. Космический аппарат CAPSTONE покинул околоземную орбиту, а компания Virgin Orbit осуществила свой первый успешный ночной запуск.

NASA и «роскосмос» ведут переговоры о перекрестных полетах на МКС

Национальная аэрокосмическая администрация США (NASA) продолжает работать с «роскосмосом» над соглашением о перекрестных полетах. В апреле официальные лица программы Международной космической станции (МКС) с американской стороны заявили, что им необходимо завершить соглашение между NASA и «роскосмосом» к концу июня, чтобы российская космонавтка Анна Кикина смогла участвовать в миссии Crew-5 Crew Dragon в начале сентября, а американский астронавт — вероятно, Фрэнк Рубио — полетит на корабле «Союз МС-22», который стартует позже в сентябре.

«NASA продолжает работу над соглашением с роскосмосом, в соответствии с которым мы будем регулярно доставлять объединенные экипажи на МКС ​​на борту «Союзов» и коммерческих космических кораблей», — заявил представитель NASA Джош Финч.

CAPSTONE покинул околоземную орбиту

Космический аппарат CAPSTONE успешно покинул околоземную орбиту и направился к Луне. Об этом говорится в официальном сообщении, опубликованном NASA и компанией Rocket Lab.

Связка из спутника CAPSTONE (Cislunar Autonomous Positioning System Technology Operations and Navigation Experiment) и универсальной платформы Photon была запущена ракетой Electron 28 июня. В последующие дни платформа осуществила ряд коррекций курса, подняв апогей орбиты до 1,3 млн км. Решающий маневр состоялся 4 июля. В ходе него связка из двух аппаратов достигла второй космической скорости, позволяющей им навсегда покинуть оковы земного притяжения. Спустя 20 минут после завершения маневра CAPSTONE отделился от Photon, продолжив самостоятельное путешествие.

NASA сообщила о значительном прогрессе в деле развертывания солнечной батареи зонда Lucy

В результате нескольких операций специалистам NASA удалось почти полностью развернуть заклинившую солнечную батарею зонда Lucy. Команда миссии все больше уверена, что им удастся решить поставленную задачу и стабилизировать аппарат. Lucy получает энергию от двух круглых солнечных панелей диаметром 7,3 м с суммарной площадью поверхности свыше 80 м². Во время запуска они находились в сложенном состоянии, их развертывание началось после выхода зонда в космическое пространство и осуществлялось по принципу веера.

К сожалению, во время раскрытия одна из панелей не смогла защелкнуться. В ходе последующего расследования инженеры NASA определили, что она развернулась лишь на 345°. Причиной сбоя стала потеря натяжения в одном из тросов механизма раскрытия. По оценкам инженеров, от 50 см до метра троса остались ненатянутыми.

Booster 7 (слева) и Starship 24 (справа). Источник: SpaceX/Twitter

Изображение двигателей Raptor на ракете следующего поколения SpaceX

SpaceX поделилась в Twitter новыми фотографиями, на которых видно, что компания почти завершила установку 39 модернизированных двигателей Raptor, необходимых для того, чтобы впервые вывести на орбиту полностью многоразовый корабль Starship. Двигатели устанавливаются на его новый прототип под названием Ship 24 и сверхтяжелый ускоритель Booster 7. Если предстоящие испытания пройдут успешно, они будут запущены этим летом.

NASA и SpaceX наметили новую дату запуска коммерческой грузовой миссии

NASA и SpaceX теперь планируют не ранее 14 июля запустить коммерческую миссию CRS-25 по доставке грузов на МКС. Новая целевая дата запуска учитывает текущие проверки космического корабля Dragon, а также ремонт и замену компонентов, которые могли пострадать от воздействия паров монометилгидразина (MMH), обнаруженных во время испытаний в начале июня. Чтобы обеспечить более детальный осмотр парашютной системы вне корабля, команда SpaceX приняла решение заменить основные парашюты на этом космическом аппарате.

США вывели на орбиту экспериментальные военные спутники

Ракета Atlas 5 вывела на околоземную орбиту полезную нагрузку для Космических сил США в рамках миссии USSF-12, предполагающей размещение в космосе демонстрационных аппаратов военного назначения. Она состоит из спутника предупреждения о ракетной нападении нового поколения WFOV и шести секретных экспериментальных малых сателлитов, объединенных в кольцо диаметром 5 м. Стоимость миссии оценивается в 1,1 млрд долларов.

Virgin Orbit осуществила первый ночной запуск

Компания Virgin Orbit осуществила свой первый успешный ночной запуск. В ходе миссии Straight Up она вывела на 500-километровую орбиту семь спутников для Космических сил США. Самолет-носитель Cosmic Girl (переоборудованный Boeing 747) совершил взлет с территории космопорта Мохаве утром 2 июля. Миссия прошла успешно. Среди аппаратов, доставленных на орбиту носителем LauncherOne — спутники, предназначенные для измерения солнечного излучения, зонды для тестирования компонентов системы GPS и кубсаты, демонстрирующие возможности выполнения разведывательных задач.

Африканские спутники связаны с экономическим бумом

Зимбабве собирается вывести на орбиту свой первый спутник ZimSat-1 в июле или августе, если позволит погода. Он будет запущен с пусковой установки «Кибо» — японского научного модуля МКС. Если эти намерения удастся осуществить, Зимбабве станет 14-й африканской страной, имеющей присутствие в космосе. Согласно этому отчету The Economist, 20 стран Африки в настоящее время имеют космические программы.

Это селфи марсоход NASA Perseverance сделал на 198-й день своей миссии. Источник: NASA/JPL-Caltech/MSSS

Марсоход Perseverance поврежден

Ровер Perseverance совершил посадку на Красную планету в феврале 2021 года, имея на борту, среди прочего, метеостанцию, получившую название Mars Environmental Dynamics Analyzer (MEDA). Этот инструмент включает в себя два датчика ветра, которые измеряют его скорость и направление, а также несколько других датчиков, регистрирующих такие показатели погоды, как влажность радиация и температура воздуха. Галька, поднятая сильными порывами марсианского ветра, повредила один из этих датчиков, но MEDA все еще может вести метеонаблюдения в районе посадки в кратере Езеро, хотя и с пониженной чувствительностью.

Hubble обнаружил галактическую жемчужину

Космический телескоп Hubble (NASA/ESA) сфотографировал галактику CGCG 396-2 — необычное слияние «многорукавных» галактик, расположенных примерно в 520 млн световых лет от Млечного Пути в созвездии Ориона. Снимок сделан в рамках гражданского научного проекта Galaxy Zoo, в котором сотни тысяч добровольцев классифицировали звездные системы, чтобы помочь ученым решить проблему астрономических масштабов — как сортировать огромные объемы данных, генерируемых роботизированными телескопами. Во флоккулентной спиральной галактике, в отличие от систем с упорядоченной спиральной структурой, спиральные «рукава» не являются непрерывными элементами самой галактики.

Читайте в предыдущем дайджесте: Спутник NASA заснял солнечное затмение с уникальной точки из космоса, а самая большая звезда Млечного Пути может превратиться в черную дыру: дайджест новостей