На краю гибели: астрономы нашли пару горячих юпитеров у красных гигантов

Международная команда исследователей объявила об обнаружении пары ранее неизвестных экзопланет. Они обращаются вокруг красных гигантов.

Экзопланета у красного гиганта в представлении художника. Источник: ANU

Открытие было сделано в ходе анализа данных, собранных космическим телескопом TESS. В последующем существование экзопланет было подтверждено в результате измерения радиальных скоростей, выполненных наземными обсерваториями.

Обнаруженные экзопланеты, получили обозначение TOI-4377 b и TOI-4551 b. Они обращаются вокруг красных гигантов, расположенных на расстоянии 1486 и 704 световых лет от Земли. Оба мира представляют собой горячие юпитеры. Радиус TOI-4377 b составляет около 1,35 радиуса Юпитера, а масса — порядка 0,96 массы Юпитера. Ее орбита проходит на расстоянии 0,058 а. е. (8,6 млн км) от звезды, она совершает один оборот за 4,38 дня.

Что касается TOI-4551 b, то ее радиус примерно на 6% больше радиуса Юпитера, а масса оценивается в 1,49 массы Юпитера. Она расположена на расстоянии 0,1 а. е. (15 млн км от родительской звезды) и тратит на один оборот 10 дней.

Что касается самих звезд  TOI-4377 и TOI-4551, то их массы составляют 1,36 и 1,31 солнечных соответственно. Они примерно в 3,5 раза больше Солнца. Возраст TOI-4377 оценивается в 3,88 млрд лет, TOI-4551 примерно на 1 млрд лет старше.

Находка представляет значительный научный интерес. На сегодняшний день астрономам известно не так и много экзопланет, чьи орбиты проходят на таком небольшом расстоянии от красных гигантов. Такие звезды постепенно расширяются, что со временем приведет к уничтожению обращающихся вокруг них миров.