Смерть звезды: комплекс ALMA сделал рекордный портрет умирающего красного гиганта

Астрономы опубликовали наиболее детальное изображение, полученное комплексом радиотелескопов ALMA за все время его работы. На нем запечатлена переменная звезда R Зайца.

Снимок звезды R Зайца, сделанный комплексом радиотелескопов ALMA. Источник: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO)/Y. Asaki et al.

R Зайца расположена на расстоянии 1350 световых лет от Млечного Пути. Она представляет собой красный гигант, который достиг заключительной стадии своей эволюции. Ее радиус от 400 до 500 раз превышает солнечный. Если бы R Зайца оказалась на месте нашего Солнца, то ее внешняя граница достигла бы пояса астероидов. Кроме того, звезда пульсирует, периодически меняя свою яркость.

Несмотря на столь впечатляющие размеры, R Зайца не суждено стать сверхновой. Для этого ей не хватит массы. В будущем звезда сбросит внешние слои атмосферы и от нее останется лишь ядро. Оно постепенно остынет и сожмется, превратившись в белый карлик.

Снимок R Зайца был получен при максимально возможной конфигурации комплекса ALMA. Он состоит из 66 антенн, которые могут быть расположены в разных местах на высокогорном плато Чахнантор в Чили. Каждая из них оснащена приемниками, позволяющими наблюдать радиоволны в различных частотных диапазонах. Разрешающая способность ALMA растет, как с увеличением максимального расстояния между антеннами, так и с увеличением частоты, на которой проводятся наблюдения.

Антенны комплекса ALMA на фоне звездного неба. Источник: ESO/P. Horálek

Чтобы сфотографировать умирающую звезду, антенны ALMA были разнесены на максимально возможную дистанцию в 16 км. Кроме того, исследователи задействовали приемники Band 10. Они позволяют вести наблюдения на частотах до 950 ГГц, что является максимально возможным для этой решетки. Комбинация из этих факторов позволила получить снимок звезды, имеющий разрешение 5 миллисекунд, что является рекордным значением для ALMA. По словам астрономов, это сопоставимо с наблюдением 10-метрового объекта на поверхности Луны.