«Любовь с первого взгляда»: руководитель проекта NASA Perseverance назвала любимое фото

Снимки с Марса увлекают нас своими неземными видами. Хотя Красная планета является мертвой сухой пустыней, ее разнообразные пейзажи не оставляют равнодушными никого, а некоторые даже надолго отпечатываются в памяти. Даже ученые-исследователи космоса имеют в своем каталоге одну или две любимые фотографии.

Изображение осадочных пород Enchanted Lake
Изображение осадочных пород Enchanted Lake («Очарованное озеро»), сделанное камерой Hazcams на борту Perseverance. Фото: NASA

Для Кейти Стек Морган, заместителя научного сотрудника марсохода NASA Perseverance, первое изображение слоистых пород крупным планом в дельте древней дельты реки в кратере Езеро занимает особое место в сердце. Фото скалистого выступления «Очарованное озеро», неофициально названного в честь достопримечательности в национальном парке и заповеднике Катмай на Аляске, было сделано камерой Hazcams на борту Perseverance 30 апреля 2022 года.

Исследование этой дельты было в списке желаний Кейти и остальной научной команды Perseverance, поскольку они верят, что это место предоставляет одну из лучших возможностей для поиска остатков древней микробной жизни — главной цели миссии.

«Когда я увидела изображение «Очарованного озера», снятого Hazcams, — это была любовь с первого взгляда. Снимок позволил увидеть вблизи проблеск осадочных пород — тех, которые я больше всего стремилась исследовать с момента, когда Езеро было названо местом высадки Perseverance почти четыре года назад», — рассказала Кейти Морган.

Чем примечательна фотография Perseverance?

Чтобы лучше понять, почему именно это изображение Perseverance с осадочной породой стало для Кейти таким трогательным, нам нужно вернуться к началу исследований. После спуска марсохода на поверхность 18 февраля 2021 года на плоские скалистые равнины дна кратера Езеро аппарат более года изучал валуны и реголит. Оказалось, что почти все породы образовались более миллиарда лет назад в результате извержений вулканов и постепенного охлаждения. Магматические породы предоставляют много информации о внутренней среде Марса. Более того, команда нашла доказательства, что они взаимодействовали с водой и могли быть потенциально пригодными для жизни.

Кратер Езеро
Протяженность дельты реки кратера Езеро показана на этой панораме из 64 соединенных изображений, сделанных системой Mastcam-Z на марсоходе NASA Perseverance Mars 11 апреля 2022 года, в 406-й марсианский день миссии. Авторство: NASA/JPL-Caltech/ASU/MSSS

Но, как отмечает Стек Морган, условия, образующие магматические породы, обычно не обеспечивают оптимальную среду для сохранения доказательств окаменевшей микроскопической жизни. Другое дело — осадочные породы, например, доминирующие в дельте Езеро. Они являются идеальным местом для поиска признаков прошлой жизни.

Могут ли слоистые породы «Очарованного озера» содержать доказательства того, что на Марсе когда-то была микроскопическая жизнь? Вполне возможно. Однако ответы на этот вопрос придется подождать минимум 10 лет, когда собранные образцы Perseverance будут доставлены специальной миссией на Землю и проанализированы с помощью мощного лабораторного оборудования, слишком большого, чтобы доставить его на Марс.

Напомним, что ранее Perseverance случайно создал инсталляцию в стиле «дзэн-арт».

По материалам Phys