Космические итоги 2021. Самые яркие события ушедшего года (часть 3)

Третья часть нашего итогового материала (предыдущая часть), посвященного самым интересным и важным космическим событиям 2021 года. Из нее вы узнаете о визитах космических аппаратов к Ганимеду и Меркурию, рекорде зонда PSP и новых миссиях к астероидам.

Визиты к Меркурию и Ганимеду

2021-й стал годом, когда мы впервые за много лет увидели крупным планом два весьма интересных тела Солнечной системы. Речь о первой планете от Солнца Меркурии и крупнейшем спутнике Юпитера Ганимеде.

Мы увидели Ганимед благодаря зонду Juno. 7 июня он пролетел на минимальном расстоянии всего в 1038 км от ледяной поверхности Ганимеда. Это был наиболее близкий визит земного посланца к спутнику за последние четверть века — перед этим его посещал зонд Galileo еще в далеком 2000 году.

Ганимед. Источник: NASA/JPL-Caltech/SwRI/MSSS/Kevin M. Gill

Ученые воспользовались этой редкой возможностью, чтобы собрать побольше информации о Ганимеде. Во время пролета Juno сделал фотографии его поверхности, что позволило создать новый портрет спутника. Также аппарат выполнил ряд измерений с целью определения характеристик  магнитного поля Ганимеда и того, как оно взаимодействует с юпитерианским. На основе этих данных специалисты миссии позже создали аудиозапись, позволяющую «услышать» Ганимед.

Что касается Меркурия, то его навестил аппарат BepiColombo. Он совершил пролет планеты 2 октября, пройдя на расстоянии 199 км от поверхности и использовав ее гравитацию для коррекции своей орбиты. В ближайшие четыре года аппарату предстоит выполнить еще пять аналогичных маневров. Они позволят ему выйти на постоянную орбиту вокруг Меркурия к декабрю 2025 года.

Снимок Меркурия, сделанный аппаратом BepiColombo во время первого пролета (аннотированная версия). Источник: ESA/BepiColombo/MTM

Хоть в этот раз BepiColombo и не мог задержаться у Меркурия, он выполнил ряд измерений, а также сфотографировал его с использованием своих «селфи-камер». Это первые снимки планеты со времен миссии MESSENGER, которая прекратила свою работу в 2011 году.

Охотники за астероидами отправляются в космос

Рассказ о 2021 годе будет неполным без упоминания двух новых межпланетных миссий, запущенных NASA минувшей осенью. Первым в космос отправился зонд Lucy. Его целью являются троянские астероиды Юпитера — две крупные группы объектов, расположенные в окрестностях точек Лагранжа L₄ и L₅ системы Солнце-Юпитер. В ходе своего рассчитанного на 12 лет путешествия автоматический разведчик должен будет изучить как минимум восемь астероидов, что станет новым рекордом.

Траектория полета Lucy. Источник: Southwest Research Institute

К сожалению, запуск не обошелся без некоторых осложнений — одна из солнечных батарей аппарата раскрылась не до конца. В NASA пока что не решили, что делать с этой проблемой, но считают, что она не должна помешать реализации миссии.

Солнечная батарея зонда Lucy в развернутом состоянии. Источник: Lockheed Martin

Вторым охотником за астероидами, отправившимся в космос в 2021 году, стал зонд DART. В отличие от Lucy, ему предстоит намного более короткое путешествие, которое завершится уже 2 октября 2022-го. В тот день он должен будет протаранить 160-метровый астероид Диморф, являющийся спутником более крупного астероида Дидим.

Цель миссии DART — проверка возможности изменить орбиту астероида путем его тарана. В будущем подобная тактика может пригодиться землянам, чтобы отклонить от нашей планеты опасный объект.

Астероид Диморф рядом с Речным вокзалом Киева (с соблюдением масштаба). Источник: The Universe Space Tech

За столкновением зонда с Диморфом и его последствиями будут наблюдать радары и сеть наземных обсерваторий. Еще одним участником события станет итальянский кубсат LICIACube. Он отделится от DART за несколько дней до столкновения и заснимет момент попадания при помощи камеры Gecko, построенной принадлежащей украинцу Максу Полякову компанией Draginfly Aerospace. В конце 2026 года Диморф также должен будет навестить европейский зонд Hera, который сфотографирует образовавшийся кратер, а также проведет комплексное изучение обоих малых тел.

Рекордное «прикосновение» к Солнцу

Прошлый год также преподнес нам новый впечатляющий рекорд. Его установил 21 ноября зонд PSP (Parker Solar Probe). В тот день аппарат приблизился к Солнцу на расстояние 8,5 млн км. Для сравнения, Меркурий никогда не подбирается к Солнцу ближе чем на 46 млн км. В момент прохождения перигелия PSP двигался с гелиоцентрической скоростью в 586 800 км/ч (163 км/c), что также стало рекордом для космических аппаратов.

Parker Solar Probe в представлении художника. Источник: NASA

Через несколько недель после этого достижения NASA сообщила, что во время своего предыдущего сближения с Солнцем PSP стал первым в истории космическим аппаратом, пролетевшим через верхнюю часть атмосферы нашей звезды, называемую короной.

Собранные PSP данные уже привели к нескольким открытиям. В частности он определил структуру поверхности Альфена (границы между плазмой короны и солнечным ветром), измерил магнитное поле короны и свойства солнечных частиц. Ему удалось получить первое полное изображение пылевого кольца, расположенного вдоль орбиты Венеры. Считается, что оно в основном состоит из частиц, оставшихся от протопланетного диска, а также фрагментов астероидов и комет.

Запуск телескопа James Webb

25 декабря 2021 года преподнесло отличный рождественский подарок ученым и любителям астрономии по всему миру. В тот день с космодрома Куру состоялся пуск ракеты Ariane 5. Она отправила в космос James Webb (JWST) — самую большую, сложную и дорогостоящую обсерваторию всех времен и народов.

Пуск ракеты Ariane 5 с телескопом James Webb. Источник: ESA/Arianespace/CNES/Optique Vidéo du CSG

Проектирование JWST началось еще во второй половине 1990-х. За годы разработки телескоп претерпел множество метаморфоз, а его стоимость серьезно выросла. В общей сложности NASA вложила в проект 9,7 млрд долларов.

После запуска JWST направился к своей рабочей позиции, расположенной в точке Лагранжа L₂ системы Солнце-Земля.  Аппарат должен будет достигнуть ее к концу января 2022 года.

Телескоп JWST в представлении художника. Источник: NASA

В отличие от знаменитого Hubble, JWST предназначен для наблюдений в инфракрасном диапазоне. Благодаря своему рекордному 6,5-метровому зеркалу, телескоп сможет увидеть самые ранние звезды и галактики, сформировавшиеся вскоре после Большого взрыва. Кроме того, JWST будет использоваться для исследований экзопланет и проведения анализа их атмосфер, а также наблюдений черных дыр, молекулярных облаков, протопланетных дисков и объектов нашей Солнечной системы. В NASA надеются, что новый телескоп проработает не менее 10 лет.