Космические итоги 2021. Самые яркие события ушедшего года (часть 2)

Из второй части нашего итогового материала (предыдущая часть), посвященного самым интересным и важным космическим событиям 2021 года, вы узнаете о строительстве новой китайской орбитальной станции, туристической гонке миллиардеров и драматичных событиях, поставивших под угрозу существование МКС.

Новый орбитальный форпост Поднебесной

29 апреля Китай осуществил один из своих самых важных запусков за последние несколько лет. Ракета «Чанчжэн-5В» вывела на околоземную орбиту «Тяньхэ» — базовый блок новой китайской многомодульной орбитальной станции.

Интерьер модуля «Тяньхэ». Источник: CNSA

Уже в июне «Тяньхэ» приняла первый экипаж из трех тайконавтов, который осуществил несколько выходов в открытый космос и провел на ее борту три месяца, установив новый национальный рекорд Поднебесной. В октябре на станцию прибыла следующая экспедиция. Она должна будет побить достижение предшественников и планирует провести на орбите целых шесть месяцев.

В следующем году Поднебесная существенно расширит свою новую станцию, добавив к ней пару лабораторных модулей. А в будущем к ней планируется отправить автономный модуль-телескоп «Сюньтянь», оснащенный двухметровым основным зеркалом. По словам китайских специалистов, он будет иметь такую же разрешающую способность, как и знаменитый Hubble, но при этом обладать в 300 раз большим полем зрения. При необходимости модуль сможет сближаться и стыковаться со станцией для обслуживания и замены ее экипажем научных приборов.

Космическая гонка миллиардеров

В 1961 году жители Земли с нетерпением ждали, какая из двух сверхдержав первой отправит человека космос. Пятьдесят лет спустя мы стали свидетелями другой космической гонки за первенство — только в этот раз с участием американских миллиардеров. Они боролись за право первыми совершить суборбитальный полет на своем детище. В одном углу ринга располагался Ричарда Брэнсон с ракетопланом SpaceShipTwo, в другом — Джефф Безос и его ракетная система New Shepard.

Ричард Брэнсон. Источник: Virgin Galactic

В итоге победу в этом соревновании одержал Брэнсон. Но не исключено, что она оказалась пирровой. Вскоре после полета его компания Virgin Galactic стала объектом расследования из-за того, что SpaceShipTwo вышел за пределы установленного воздушного коридора. Штрафных санкций удалось избежать, но все же пришлось объявить о переносе начала регулярных коммерческих полетов до конца 2022 года. А вот New Shepard начал регулярные пилотируемые рейсы, и c тех пор свозил к границе атмосферы еще десять человек.

Запуск New Shepard. Источник: Blue Origin

На этом фоне на удивление тихо прошло куда более значимое с точки зрения космического туризма событие. В сентябре в рамках миссии Inspiration4  компания SpaceX отправила на околоземную орбиту корабль Crew Dragon с первым в истории полностью непрофессиональным экипажем — ни один из четырех участников полета не являлся астронавтом и не работал в государственных аэрокосмических учреждениях. Они провели в космосе три дня, после чего вернулись на Землю.

Экипаж миссии Inspiration4. Источник: SpaceX

Также, впервые за двенадцать лет, космические туристы посетили МКС. Ими стали японский миллиардер Юсаку Маэдзава и его помощник Ёдзо Хирано.

Злоключения модуля «Наука»

2021-й стал годом, когда до финишной прямой добрались два космических «долгостроя» — проектов, разработка которых началась еще в конце прошлого столетия. Одним из них стал модуль «Наука». Изначально он создавался как дублер функционально-грузового отсека «Заря»,  но затем был переделан в многоцелевой лабораторный отсек.

Модуль «Наука», пристыкованный к МКС. Источник: NASA

Первоначально запуск «Науки» был запланирован на 2007-й, но в итоге модуль отправился в космос лишь в этом году. Запуск прошел в штатном режиме, но вскоре после него в российской прессе начали появляться сообщения о множестве различных неполадок — начиная от нераскрывшейся антенны системы автоматической стыковки «Курс» и заканчивая сбоем в работе основных двигателей. Последняя проблема представляла наибольшую угрозу. Если бы инженеры не смогли наладить работу силовой установки, «Наука» попросту бы сошла с орбиты.

В итоге специалистам «Роскосмоса» все же удалось справиться с проблемами, и 29 июля модуль  успешно состыковался с МКС. Но это еще был не конец истории. Вскоре после стыковки двигатели модуля самопроизвольно активировались. Это привело к нарушению ориентации орбитальной станции и временной потери связи с Землей. Руководителю полетов из NASA пришлось впервые объявить аварийную ситуацию на МКС.

Экипажу станции удалось исправить ситуацию, компенсировав отклонение при помощи двигателей модуля «Звезда» и грузового корабля «Прогресс МС-17». К счастью, орбитальное «перетягивание каната» не привело к повреждению МКС. Но ситуация определенно оставила весьма неприятный осадок, вновь подняв вопрос о текущем положении дел в российской космической индустрии. Что касается причины инцидента, то, по неофициальным данным, все произошло из-за ошибки работников группы управления модулем, забывшим выключить систему стыковки после завершения причаливания «Науки» к МКС.

Испытание противоспутникового оружия

15 ноября экипаж МКС был разбужен экстренным сообщением. Наземные системы слежения зафиксировали появление непонятно откуда взявшегося облака космического мусора, которое могло пересекаться с орбитой станции. В результате астронавтам и космонавтам пришлось надеть скафандры и перейти в свои космические корабли, в готовности покинуть орбитальный форпост в случае столкновения. Пока разворачивались все эти события, ЦУП пытался выяснить размеры облака и определить, представляет ли оно опасность для станции.

МКС. Фото, сделанное 8 ноября участниками миссии Crew-2. Источник: NASA

Достаточно быстро стало понятно, что произошло на самом деле. Россия провела испытание противоспутниковой ракеты «Нудоль», уничтожив старый советский спутник «Космос-1408». Это привело к образованию облака из примерно 1700 отслеживаемых обломков, находящихся на высотах от 440 км до 520 км. И это лишь самые крупные фрагменты, которые способны засечь системы наблюдения. На них приходится намного большее количество куда более мелких обломков, которые способны причинить значительный вред при столкновении с космическими аппаратами.

Если в случае с «Наукой» руководство NASA весьма спокойно прокомментировало инцидент, то после испытания противоспутникового оружия оно не стало себя сдерживать и назвало действия Росии безответственными и дестабилизирующими. Образовавшееся после теста мусорное облако пока что не представляет угрозы для МКС. Но уже в ближайшем будущем ситуация изменится. По мере постепенного снижения высоты, траектории обломков начнут постепенно пересекаться с орбитой станции, что явно усложнит жизнь ее экипажу. И это уже не говоря о множестве других спутников, чьи орбиты тоже проходят на этом эшелоне высот.

Изменение количества фрагментов космического мусора на околоземных орбитах после уничтожения «Космоса-1408». Источник: LeoLabs

Да, это пока еще не сценарий фильма «Гравитация». Но если ведущие державы продолжат бездумно проводить подобные тесты космического оружия, то подобная ситуация вполне может воплотиться в реальность.