Комета с несчастливым номером. Как в Украине будет видно комету Ольберса

Лишь недавно с нашего неба «убежала» в Южное полушарие комета Понса-Брукса, а к нам уже приближается следующая представительница семейства Нептуна — комета Ольберса (13P/Olbers). Она не будет такой яркой, как предшественница, а условия для ее наблюдений сложатся значительно хуже. В достаточно мощный телескоп ее можно найти на вечернем небе в созвездии Тельца. Попробуем разобраться, как это сделать и чего от «хвостатой гости» ждать в ближайшем будущем.

Комета носит имя немецкого астронома Хайнриха Ольберса, известного тем, что он открыл два из «первой четверки» астероидов — Палладу и Весту — и первым высказал предположение о том, что эти объекты там далеко не последние. В ночь с 6 на 7 марта 1815 года, проводя наблюдения на своей обсерватории в Бремене, он заметил в созвездии Жирафа небольшую туманность, которая быстро двигалась на фоне звезд. Уже через месяц была вычислена параболическая орбита нового небесного тела, а в июле того же года знаменитый немецкий математик Фридрих Бессель доказал, что на самом деле эта орбита должна быть эллиптической с периодом 73 года. Далее расчеты продолжали уточняться, но в следующем появлении комету совершенно случайно переоткрыл известный американский «кометный охотник» Уильям Брукс (поэтому, по справедливости, она должна носить название «Ольберса-Брукса»). Это произошло 25 августа 1887 года.

Хайнрих Вильгельм Маттеус Ольберс (1758–1840)

Эта «хвостатая звезда» стала третьим подтвержденным представителем кометного семейства Нептуна, орбитальные периоды которых лежат в диапазоне между 50 и 200 лет. Первыми двумя были знаменитая комета Галлея и вышеупомянутая комета Понса-Брукса. С течением времени период обращения 13P/Olbers вокруг Солнца немного сократился под действием гравитации больших планет, и следующее ее возвращение произошло в 1956 году. Оно было достаточно благоприятным для наблюдений: во время него блеск кометы слегка не дотянул до 6-й звездной величины.

Очередное переоткрытие кометы Ольберса осуществил известный американский астроном Алан Хейл. Это произошло в День независимости Украины — 24 августа 2023 года. Уточненные данные о ее положении позволили рассчитать, что «хвостатая гостья» пройдет перигелий 30 июня 2024 года на расстоянии 1,176 а.е. (176 млн км) от Солнца. В целом условия ее видимости в текущем году значительно хуже, чем в предыдущем появлении. Практически весь период, когда блеск кометы окажется достаточно высоким, чтобы ее можно было увидеть в любительские телескопы, она будет находиться менее чем в 40 ° от нашего светила, и мы сможем ее наблюдать лишь благодаря достаточно большому положительному склонению.

В феврале — марте комета Ольберса выглядела как небольшая туманность с ярким центром, медленно двигавшаяся на фоне звезд. Эта ее фотография была сделана 27 февраля 2024 года в городе Бережаны членом киевского клуба «Астрополис» Сергеем Хоменко с помощью 250-миллиметрового рефлектора SkyWatcher

25 апреля с вечернего неба исчезнет Луна, и к концу астрономических сумерек — около 10 вечера по киевскому времени — комету Ольберса можно будет найти в 11° над северо-западным горизонтом, в 9° левее и выше Плеяд. Ее угловое расстояние от Солнца (элонгация) в этот день составит 33°, а блеск достигнет 9-й звездной величины. В условных границах созвездия Тельца она будет находиться до 6 мая. 9–10 мая вблизи нее пройдет тонкий лунный серп.

Далее «ловить» комету станет сложнее, в середине астрономических сумерек ее высота над горизонтом не превысит 7°, причем в северных областях Украины ее будет видно несколько лучше. Вечером 21 мая она пройдет вблизи рассеянного скопления M36 в созвездии Возничего, имея при этом блеск чуть ниже 8ᵐ (суммарный блеск звезд скопления составляет 6,5ᵐ). А в последний день весны угловое расстояние между 13P/Olbers и Солнцем достигнет минимума — 25°50′. В этот день «хвостатую звезду» будет отделять от нашего светила 1,26 а.е. (188 млн км), а от Земли — 2,093 а.е. (более 300 млн км).

11 июня склонение кометы Ольберса превысит 40°, и она перестанет заходить за горизонт для наблюдателей на 50° с.ш. 18 июня она перейдет из созвездия Возничего в Рысь, при этом ее блеск достигнет 7,5ᵐ, а элонгация — почти 28°. В Киеве в этот день навигационные сумерки закончатся примерно в 11 вечера по летнему времени (астрономические сумерки из вечерних непосредственно перейдут в утренние), в этот момент комету можно будет отыскать в 13,5° над северо-восточным горизонтом в 10° севернее звезды Кастор (α Близнецов).

Положения внутренних планет Солнечной системы, Юпитера и кометы Ольберса по состоянию на 30 июня 2024 года (орбита кометы показана красным цветом)

30 июня, как уже упоминалось, 13P/Olbers пройдет перигелий, и в той же самый день ее склонение с точки зрения наземных наблюдателей достигнет максимального в этом появлении значения — 42°19’. Угловое расстояние кометы от Солнца в этот день лишь немного превысит 30°, но блеск возрастет почти до 7-й величины, благодаря чему ее будет значительно легче отыскать даже на сумеречном небе.

13 июля комета войдет в небольшое созвездие Малого Льва, и через неделю после этого окажется на минимально возможном в нынешнем появлении расстоянии от Земли — 1,895 а.е. (284 млн км). Все это время ее блеск будет медленно падать, но все равно останется выше 8-й звездной величины, а дальше начнет снижаться значительно быстрее. 27 июля она «переползет» в Большую Медведицу, и только после этого в наших широтах станут возможными ее наблюдения на нормальном темном небе: в конце астрономических сумерек «хвостатая гостя» будет находиться в 11° над горизонтом, что на самом деле не так уже и много.

12 августа 13P/Olbers перейдет в созвездие Волос Вероники, все еще имея при этом общий блеск выше 9-й величины, что позволит легко наблюдать ее в небольшие астрономические инструменты. 15–18 августа она будет видна на фоне звездного скопления «Журавлиный клин», вечером 25-го пройдет в 0,5° севернее галактики M64 «Черный глаз», а 30-го — меньше чем градусе от шарового скопления M53.

7 сентября комета наконец пересечет условную границу Волопаса, находясь в это время в 38° от Солнца. Через три дня на вечернем небе появится Луна с сопутствующей засветкой и существенно усложнит наблюдения. В середине месяца яркость 13P/Olbers упадет до 10-й величины, а 25 сентября она «переползет» в зодиакальное созвездие Девы. Каждый вечер в конце астрономических сумерек она будет появляться все ниже над горизонтом.

Наконец, вечером 15 октября состоится довольно редкое «кометное свидание»: менее чем в градусе севернее 13P/Olbers пройдет недавно открытая комета C/2023 A3 (Tsuchinshan-ATLAS), обещающая стать наиболее яркой «хвостатой звездой» года. Это произойдет на фоне созвездия Змеи, недалеко от шарового звездного скопления M5. К сожалению, главная героиня данной статьи к тому времени ослабеет до 11-й величины, поэтому найти ее на сумеречном небе в 8–9° над горизонтом будет практически невозможно даже в мощные телескопы.

Чтобы приблизиться на минимально возможное расстояние к Земле (чуть больше 0,5 а.е.), комета Ольберса должна была бы вернуться к Солнцу примерно на 4 месяца раньше. Тогда в начале года мы бы легко увидели ее невооруженным глазом практически в противостоянии. Интересно, что в очень близкой к оптимальной конфигурации она появится в следующий раз. Согласно уточненным данным, в январе 2094 года эта комета подойдет к нам ближе всего с момента открытия — расстояние до нее составит 0,676 а.е., или 101 млн км. В перигелии она окажется 15 марта.

Карту пути кометы Ольберса с апреля до сентября текущего года можно посмотреть здесь.