Китайский ровер Zhurong опроверг теорию о воде на Марсе

Появляется все больше свидетельств того, что жидкая вода текла по поверхности Красной планеты гораздо раньше, чем предполагалось. Ученые давно считают, что вода на Марсе появилась около 3 млрд лет назад, во время гесперианского периода. Но затем планета потеряла большую часть своей воды. Новое исследование представляет доказательства водной активности всего 700 млн лет назад, вплоть до нынешнего амазонского периода, создавая новую загадку о Красной планете и ее истории.

Zhurong изменил представление о воде на Марсе
Zhurong изменил представление о воде на Марсе. Фото: CNBC

Новое исследование основано на данных китайского марсохода Zhurong. Он является частью миссии Tianwen-1 и доставлен на поверхность Марса в мае 2021 года. Ученые использовали данные, собранные ровером за первые 92 марсианских дня на месте его посадки в Равнине Утопии.

Научный сотрудник Национального центра космических наук (NSSC) Китайской академии наук (CAS) Ян Лю и его коллеги проанализировали данные с трех различных приборов на Zhurong: спектрометра лазерного пробоя (MarSCoDe), телескопической камеры микроизображения и коротковолнового инфракрасного спектрометра. Эти инструменты изучали минералы, предполагающие наличие значительного количества жидкой воды на этом месте около 700 млн лет назад — в нынешнюю амазонскую эпоху, которую ученые ранее считали сухой.

Zhurong
Zhurong. Изображение: CNSA/PEC

В то время как миссия NASA собирала образцы в форме солевых минералов, китайский Zhurong обнаружил молекулы воды, заключенные в скале, что отличается от других сред с молодой жидкой водой, которые наблюдались ранее. Это означает, что определенные формы водосодержащих минералов могли образоваться в гораздо более поздние периоды времени, чем это считалось ранее в научных исследованиях.

Отличие Zhurong от марсоходов NASA

NASA отправила свои марсоходы к древним местам, которые относятся к эпохе Ноя — более 3,7 млрд лет назад. Таким образом, Zhurong — это не просто дополнительные колеса на Марсе, а мощный набор инструментов, исследующих геологически молодое место, чтобы открыть новые возможности для изучения Красной планеты.

«Одна из главных вещей, которую нам предстоит выяснить, и чего я с нетерпением жду от марсохода Zhurong — это то, насколько обширны эти «молодые» водоносные минералы», — говорит Ева Шеллер, планетолог из Калифорнийского технологического института.

В настоящее время Zhurong преодолел около 2 км по поверхности Марса за более чем 350 дней и проанализировал ряд особенностей во время своих путешествий. Это означает, что марсоход, вероятно, все еще будет получать новые, более интригующие данные.

Напомним, что необычный тип породы на Марсе указывал на бурное прошлое планеты.

Результаты описаны в статье, опубликованной в журнале Science Advances.