Какие выводы делают ученые из 60 лет отсутствия сигналов от инопланетян

Факт отсутствия зарегистрированных инопланетных сигналов позволил оценить, как часто они вообще возникают. Оказалось, что наш шанс уловить хотя бы один в течение следующих 1800 лет равен лишь 50 процентов.

Массив радиотелескопов им. Аллена, которым пытаются уловить сигналы инопланетян
Массив радиотелескопов им. Аллена, которым пытаются уловить сигналы инопланетян. Источник: Seth Shostak, SETI Institute

Исследование инопланетян

Заявления американских военных о том, что правительство США скрывает инопланетные технологии, вызвали в мире новую волну споров об инопланетной жизни. Сначала старший астроном Института SETI Сет Шостак заявил, что отказывается верить в рассказы на комитете Конгресса, а теперь другие ученые начали задавать вопросы: что означает тот факт, что люди несколько десятилетий пытаются найти инопланетные сигналы, но так их и не обнаружили.

На первый взгляд, может показаться, что инопланетян нет вовсе. Однако статья, недавно опубликованная в Acta Astronautica, противоречит этим выводам.

В ней авторы применили байесовский анализ данных к самому факту того, что сигнала мы так и не получили. Этот тип обработки данных не проверяет, как оно есть на самом деле, а лишь оценивает вероятность правдивости того или иного утверждения, исходя из определенных начальных условий.

Сигналы инопланетян мы услышим не скоро

В качестве исходных данных ученые использовали два основных предположения. Первое — в нашей Вселенной разумная жизнь может появиться путем биологической эволюции. Мы это знаем из того факта, что она существует на Земле. Второе — мы ее не нашли в космосе в течение 60 лет наблюдений.

К этому они добавили еще несколько условий. Первое — наша Земля не является уникальной, а представляет собой типичную планету. Второе — инопланетная цивилизация посылает сигналы одновременно во все стороны или в определенных случайных направлениях. Потому что если бы все пытались связаться, например, с центром Галактики, то мы, находясь на расстоянии 26 тыс. св. лет от него, точно ничего бы не услышали.

Все эти предположения достаточно разумны и не выглядят искусственными. Поэтому они позволили авторам получить верхний предел количества инопланетных сигналов, которые направляются в космос. С вероятностью в 95 процентов их число составляет не более 5 за один земной век.

Отсюда следует, что возможность того, что мы услышим хотя бы один, если будем слушать 1800 лет, составляет лишь 50 процентов. Это означает, что если какая-то цивилизация специально не пришлет сигнал именно нам, то шансы что-то услышать просто ничтожны. Однако пытаться их поймать все равно стоит.