James Webb успешно зафиксировал первый проблеск света

Достигнута важная веха в научной миссии космического телескопа James Webb. Бортовые приборы уловили первый проблеск света от далекой звезды. Успешный этап ознаменовал начало трехмесячного процесса настройки 18 гексагональных зеркал космического телескопа.

Первая партия фотонов была обнаружена с помощью ближней инфракрасной камеры NIRCam на борту James Webb. Свет пришел от HD 84406 — звезды, расположенной почти в 260 световых годах от нас в созвездии Большой Медведицы. Обнаружив этот звездный свет, команда теперь может начать трехмесячный процесс позиционирования зеркал так, чтобы все 18 панелей образовывали единое вогнутое зеркало.

Космический телескоп James Webb

«Эта веха знаменует собой первый из многих шагов по захвату изображений, которые сперва будут несфокусированными. Но это лишь самое начало процесса настройки. Пока первоначальные результаты соответствуют нашим ожиданиям», — говорится в заявлении NASA.

Невероятная точность коррекции по свету от HD 84406

Процесс выравнивания и коррекции включает семь различных шагов. Среди них идентификация изображения по сегментам, их выравнивание и наложение изображений. Как объясняет NASA, эта работа потребует невероятной точности. Полную информацию об этом процессе можно найти на официальной странице NASA.

Чтобы работать вместе как единое зеркало, 18 сегментов основного зеркала телескопа должны соответствовать друг другу с точностью до доли длины волны света — примерно 50 нанометров. Для сравнения, если бы главное зеркало James Webb было размером со США, а каждый сегмент был бы размером с Техас, команде нужно было бы выровнять высоту этих сегментов друг с другом с точностью до 4 см.

HD 84406
Смоделированный пример показывает 18-сегментные изображения от одного источника света. Изображение: NASA

Инженеры будут использовать данные, собранные NIRCam, для постепенной настройки телескопа. Поскольку большое зеркало еще не выровнено, входящие фотоны создали изображение, показывающее 18 размытых световых точек. Команда продолжит настройку James Webb по HD 84406 пока не получится единое сфокусированное изображение звезды.

Процесс улавливания фотонов зеркалами James Webb. Анимация: NASA

Ответы на загадки Вселенной за 10 миллиардов

Космический телескоп James Webb, запущенный 25 декабря 2021 года, является результатом сотрудничества NASA, ЕКА и Канадского космического агентства. После многих лет задержек и череды сбоев во время разработки, миссия JWST стоимостью 10 миллиардов долларов, прошла гладко. Экстренный план спасения не пригодился. Кропотливый процесс развертывания космического телескопа и подготовки его к выполнению новаторских астрономических работ пока продвигается хорошо.

После запуска WEBB будет искать свет от первых звезд и галактик, изучать формирование и эволюцию галактик и сканировать атмосферы далеких экзопланет. Одной из целей телескопа также изучение и попытка понять природу темной материи и темной энергии. Первые впечатляющие результаты должны появиться уже в июне.

Напомним, что ранее мы составляли рейтинг ТОП-3 телескопов, которые запустят к 2034 году.