James Webb пострадал от серьезного сбоя

Чем более технологично сложным является устройство, тем больше вероятность возникновения сбоев. От неисправностей не застрахован даже самый дорогой инструмент — космический телескоп James Webb стоимостью 10 млрд долларов.

Космический телескоп James Webb. Изображение: Mashable

Осенью у JWST уже возникал сбой, помешавший ему некоторое время проводить наблюдение за Вселенной. Тогда проблема была решена, но 15 января внутри прибора Near Infrared Imager and Slitless Spectrograph (NIRISS) на борту James Webb возникла задержка связи, что повлекло за собой сбой программного обеспечения, об этом сообщает NASA. Поэтому NIRISS нельзя использовать для научных исследований, отмечается в заявлении.

«Сбой не представляет угрозы аппаратному обеспечению, в целом обсерватория и другие инструменты находятся в хорошем состоянии. Но планируемые научные наблюдения будут перенесены», — написали представители NASA.

Прибор NIRISS для множества назначений

NIRISS является вкладом Канадского космического агентства (CSA). Поэтому, чтобы решить проблему, NASA тесно сотрудничает с CSA. При нормальных условиях NIRISS может работать в четырех разных режимах.

Прибор способен работать как камера, когда другие инструменты JWST заняты, анализировать световые сигнатуры для изучения атмосфер малых экзопланет, создавать высококонтрастные изображения, а также обладает особым режимом, предназначенным для поиска далеких галактик.

Не первый сбой

NIRISS — не первый прибор на JWST, столкнувшийся с проблемами. В августе решетчатое колесо внутри инфракрасного прибора (MIRI) обсерватории начало портиться из-за трения. Колесо используется только в одном из четырех режимов наблюдения, поэтому персонал приостановил эти наблюдения, продолжая работу MIRI в других трех режимах. К ноябрю инженеры выявили причину проблемы и начали разрабатывать указания по безопасному его использованию.

Кроме того, в декабре обсерватория в течение двух недель страдала от сбоя, из-за которого телескоп неоднократно переходил в безопасный режим, прерывая научные наблюдения. Инженеры отследили проблему — это был сбой программного обеспечения в системе контроля ориентации обсерватории, отвечающей за направление космического корабля. Согласно заявлению NASA, обсерватория вернулась к нормальной работе 20 декабря.

Все неисправности с James Webb инженеры должны устранять удаленно, так как обсерватория находится на расстоянии почти 2 млн километров от Земли, в точке Лагранжа L2.

Ранее мы сообщали о том, что преемник James Webb будет иметь на борту специальные ремонтные роботы по устранению неисправностей.