Исследователи сфотографировали новорожденную экзопланету

Представленное изображение составлено из двух снимков, сделанных при помощи смонтированного на Очень Большом телескопе ESO (VLT) спектрографа SPHERE. На них можно увидеть новорожденную экзопланету, обращающуюся вокруг звезды AF Зайца.

Экзопланета, обращающаяся вокруг звезды AF Зайца. Источник: ESO/Mesa, De Rosa et al.

АF представляет собой молодую звезду главной последовательности, расположенную на расстоянии 87 световых лет от Земли. Ее возраст составляет всего 24 млн лет. В ходе анализа данных, собранных миссиями Hipparcos и Gaia, две независимые команды исследователей обнаружили отклонения светила от расчетного положения. Они пришли к выводу, что у AF Зайца есть невидимый компаньон, чья гравитация оказывает влияние на ее траекторию.

Чтобы проверить это предположение, астрономы задействовали спектрограф SPHERE. Этот инструмент оснащен, нейтрализующей влияние атмосферной турбулентности, системой адаптивной оптики, а также коронографом. Он отсекает свет звезды, что дает возможность наблюдать находящиеся в ее окрестностях объекты.

Наблюдения увенчались успехом. Исследователям удалось сфотографировать объект в окрестностях AF Зайца. Им оказался недавно сформировавшийся газовый гигант, чья масса примерно в четыре раза больше массы Юпитера. На сегодняшний день это наиболее «легкая» экзопланета, найденная при помощи комбинации методов астрометрии и прямого фотографирования.

По словам ученых, по своим основным физическим характеристикам AF Зайца напоминает Солнце. Вокруг звезды также найдет остаточный диск, напоминающий пояс Койпера. В будущем, ученые намереваются продолжить изучение этой системы. Это может помочь им понять особенности формирования Солнечной системы.

Напомним, что недавно астрономы нашли землеподобную экзопланету в 72 световых годах от Солнца.