Индия готова запустить новую исследовательскую миссию, а астрономам удалось заснять космическую бомбардировку Юпитера: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: радарные изображения показали реальный масштаб разрушений в Пскове; аппарат Voyager 2 удалился от Земли на рекордное расстояние, а мы рассказываем о том, обитаемы ли планеты Проксимы Центавра.

«Энергия — это освобожденная материя, материя — это энергия, ожидающая своего проявления».

— Билл Брайсон, «Краткая история почти всего»

Firefly Aerospace готовы к срочному запуску по требованию военных

Компании Firefly Aerospace и Millennium Space Systems готовы к испытаниям Victus Nox. В любой момент от американских военных может поступить сигнал, по которому они должны в течение 24 часов вывести на заданную орбиту спутник. Сначала по плану из Министерства обороны должен прийти запрос на подготовку запуска. Получив его, Firefly Aerospace предстоит в течение 60 часов доставить на космодром носитель и спутник, разработанный Millennium Space Systems. После этого в любой момент от Пентагона может прийти сообщение с указанными параметрами орбиты. С этого момента у компании будет 24 часа на то, чтобы запустить спутник. А затем Millennium должна в течение 48 часов установить с ним связь. В целом весь процесс — от подачи команды о подготовке запуска до установления связи с аппаратом на орбите — должен занимать 132 часа. Может показаться, что это большой срок. Но до сих пор никто не пытался запустить даже готовый спутник быстрее, чем в течение нескольких недель.

Следующей космической целью Индии станет Солнце

Индия готова запустить в космос следующую исследовательскую миссию. Аппарат под названием «Адитья-L1» должен стартовать уже 2 сентября. Он будет наблюдать за Солнцем с большого расстояния и изучать факторы, влияющие на погоду на нашей звезде. «Адитья» в переводе с языка хинди как раз и означает «Солнце».

Больше всего ученых интересует, как меняется солнечная активность и какие факторы этому способствуют. В качестве полезной нагрузки аппарат несет на себе семь различных приборов. С их помощью он сможет изучать внешние слои нашего светила — его фотосферу и хромосферу. Если старт и развертывание «Адитья-L1» пойдут по плану, это станет очередной победой индийской космической программы. Специалисты отмечают, что по сравнению с NASA и ESA она чрезвычайно дешева. Правительство страны делает ставку на копирование технологий, изобретенных кем-то другим, и относительно дешевый труд инженеров.

Игрок назвал игру Starfield ужасной, приняв настоящие фото NASA с Марса за скриншоты

Bethesda Game Studios, создатели знаменитых тайтлов Elder Scrolls V: Skyrim и Fallout 4, готовятся к выходу своего следующего масштабного проекта — ролевой видеоигры в космосе Starfield. Действие игры, которая станет первым новым проектом студии за последние 25 лет, будет разворачиваться в космосе и позволит игрокам исследовать поверхность более 1000 планет. Выход проекта запланирован на 6 сентября 2023 года, то есть на следующей неделе.

Starfield уже наделал много шума среди игроков из-за невероятной графики и безграничных возможностей в открытой виртуальной вселенной. Поэтому геймеры ожидают от игры чего-то астрономического. Излишнее волнение иногда приводит к курьезам. Один особо нетерпеливый фанат из Португалии даже успел раскритиковать плохую графику Starfield. Он нашел довольно размытые, как он посчитал, «скриншоты» и прокомментировал их в сообществе игры словами: «Давайте дождемся финального геймплея, но пока все выглядит ужасно». Но, как оказалось, это были реальные фотографии, сделанные марсоходом Perseverance (NASA) на поверхности Марса.

Юпитер подвергся космической бомбардировке

Японским астрономам удалось заснять яркую вспышку в северном полушарии Юпитера. Она была вызвана входом в его атмосферу неизвестного небесного тела. Событие произошло 28 августа в 16:45 по всемирному времени. По предварительным оценкам, размер столкнувшегося с планетой объекта составлял около 10 м. Скорее всего, это был небольшой астероид или комета. Не исключено, что момент удара был зафиксирован и другими астрономами, и вскоре мы увидим новые записи столкновения. В целом подобные события не являются редкостью для Юпитера. Будучи крупнейшей и наиболее массивной планетой Солнечной системы, он регулярно «собирает урожай» космических гостей. В среднем падения различных объектов на него регистрируются раз в несколько лет. В последний раз это произошло в июне 2022-го.

Наиболее известным случаем космической бомбардировки Юпитера является его столкновение с обломками кометы Шумейкеров-Леви-9 в июле 1994 года. Тогда в атмосферу газового гиганта вошло несколько десятков фрагментов. Они образовали гигантские огненные шары, температура внутри которых превышала 24 тыс. градусов.

Радарные изображения показали настоящий масштаб разрушений в Пскове

Появились радарные изображения аэродрома в Пскове, ставшего целью ударов ВСУ 30 августа. Они подтверждают повреждения двух самолетов Ил-76. Новые снимки Planet Labs увеличивают количество летательных аппаратов, которые уже не поднимутся в небо, до четырех. Новые изображения, полученные в тот же день с помощью SAR-спутников, позволяют увидеть аэродром почти полностью. Их выложил в посте пользователь социальной сети X (ранее известной как Twitter) с ником MT Anderson. На фото хорошо видно два серьезно поврежденных самолета. В том же посте приводятся и свежие оптические изображения, полученные аппаратами Planet Labs 31 августа, когда погода улучшилась. Они показывают, что, по крайней мере, еще два Ил-76 были полностью уничтожены в результате пожара. OSINT-аналитик Бенджамин Питтет в связи с этим подытожил, что в целом уничтожено два и серьезно повреждено еще два летательных аппарата.

Голубая Луна
Голубая Луна появляется раз в два-три года. В следующий раз такое событие случится в 2026-м. Фото: unsplash.com

В ночь на последний день лета на небе появилась полнолуние августа 2023 года. Это действительно впечатляющее событие. Оно известно в народе как «Голубая Луна». Хотя полнолуние происходит ежемесячно, именно «голубое полнолуние» случается нечасто — примерно раз в 2-3 года. В прошлый раз оно состоялось в августе 2021-го, а следующее мы сможем наблюдать 31 мая 2026-го.

Интересная цифра: 20 млрд км от Земли

Схема гелиосферы и примерное положение зондов Voyager. Источник: NASA/JPL-Caltech

Аппарат Voyager 2 преодолел важную символическую веху, удалившись от Земли на расстояние, превышающее 20 млрд км. Такие данные приводятся на сайте Лаборатории реактивного движения NASA, отслеживающей положение и скорость зонда. Voyager 2 был запущен в 1977 году. На данный момент он является единственным в истории земным посланцем, исследовавшим с близкого расстояния все четыре планеты-гиганта Солнечной системы — Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Более того, со времен его эпохального путешествия больше ни один аппарат не посещал ни Уран, ни Нептун.

Вспыхивающая звезда