Этой ночью в Украине можно увидеть исчезновение Урана

Двигаясь по небесной сфере, наш естественный спутник время от времени закрывает звезды и планеты. Эти явления называют оккультациями. Самое известное и красивое из них — безусловно, полное солнечное затмение. Планеты оказываются за лунным диском даже чаще, чем Солнце, хотя бы потому, что оно на нашем небе одно, а планет — целых семь. В ночь с 14 на 15 сентября 2022 года со всей территории Украины можно будет увидеть, как Луна закроет Уран.

Если бы плоскость лунной орбиты совпадала с орбитой Земли, условная проекция которой на небесную сферу получила название «эклиптика», солнечные затмения наблюдались бы при каждом новолунии. На самом же деле угол между ними составляет более 4°, поэтому вблизи точки их пересечения Луна и Солнце оказываются с интервалом чуть менее полугода. Еще сложнее ситуация с планетами. Кроме того, что они движутся по небу каждая со своей скоростью, их пути существенно отклоняются от эклиптики. Меркурий, Венера и Марс иногда оказываются в 8-9° от нее. Наименьшее отклонение от «солнечного пути» у Урана: наклон его орбиты составляет лишь 0,773° (46,4 угловых минут). Благодаря этому он оказывается за лунным диском чаще всего.

Открытие Урана в Киеве 15 сентября 2022 года (зенит вверху. Источник: StarryNight

Во второй половине текущего года проходит серия оккультаций Урана. В ночь с 14 на 15 сентября одну из них можно будет наблюдать со всей территории Украины — конечно, при условии благоприятной погоды. Планета исчезнет за освещенным краем Луны, которая на тот момент будет иметь фазу 77%, и появится из-за ее темного края. Высота нашего естественного спутника над горизонтом в начале явления в Закарпатье составит 25°, во всех остальных частях страны он будет располагаться выше.

Для наблюдателей в Киеве Уран исчезнет за Луной 15 сентября примерно в 0:26 по летнему времени и снова появится в 1:33 (для разных частей города точное время может отличаться на 15-20 секунд). В Харькове закрытия и открытия планеты состоятся соответственно в 0:29 и 1:36, в Одессе — в 0:19 и 1:25, во Львове — в 0:23 и 1:28. Лунный край будет «наползать» на диск планеты примерно 7 секунд, и столько же будет длиться ее появление, наблюдать которое гораздо интереснее, но заметить его начало будет труднее. Для наблюдений необходимо «вооружиться» инструментами с диаметром объектива не менее 60 мм и увеличением свыше 50 крат, поскольку увидеть у яркого диска почти полной Луны планету, имеющую блеск чуть выше 6-й звездной величины, довольно сложно.

Следующая оккультация Урана, которая будет видна с территории Украины, состоится вечером 5 декабря. А утром 2 января следующего года жители севера Черниговской области смогут увидеть последнюю оккультацию этой серии, когда седьмую планету «зацепит» южный край лунного диска.