ESA получит рекордный бюджет

2223 ноября в Париже прошел Министерский совет стран ЕSA. Его участники утвердили новый бюджет агентства, который стал рекордным. В общей сложности в следующие три года ESA получит 16,9 млрд евро. Это на 17% больше, чем предыдущий бюджет агентства за такой же период.

Министры стран-участниц ESA. Источник: ESA — S. Corvaja

Выделенные средства будут потрачены на космические исследования, наблюдения Земли, программу мониторинга климатических изменений. Особое внимание также будет уделено обеспечению независимого доступа Европы к космосу.

Изучение Земли

2,7 млрд евро будет выделено на программу изучения Земли. Она включает в себя как наблюдения с использованием спутников Sentinel, так и поддержку других миссий вроде Aeolus-2, InCubed-2 и TRUTHS.

Спутник Sentinel-1B (концепт). Источник: ESA

Также ESA одобрила строительство двух новых космических аппаратов Harmony и MAGIC. Первый займется изучением динамики мирового океана, льда и суши. Второй представляет собой гравитационную миссию, которая будет наблюдать за объемом воды в океанах, ледяных щитах и ​​ледниках, чтобы как можно точнее измерить изменение уровня моря.

Научные исследования

3,2 млрд евро будет потрачено на научные исследования. ESA продолжит спонсировать миссии, реализуемые в рамках программы  Cosmic Vision, а также займется разработкой новой программы Voyage 2050, которая охватит промежуток с 2035-го по 2050-й год.

Станция JUICE в представлении художника. Источник: Spacecraft: ESA/ATG medialab; Jupiter: NASA/ESA/J. Nichols (University of Leicester); Ganymede: NASA/JPL; Io: NASA/JPL/University of Arizona; Callisto and Europa: NASA/JPL/DLR

Уже в следующем году ESA запустит в космос две крупные миссии. Зонд JUICE направится к ледяным лунам Юпитера, в то время как телескоп Euclid займется картографированием Вселенной, чтобы раскрыть природу загадочной темной материи и темной энергии. Министры также подтвердили финансирование предназначенных для поисков экзопланет телескопов Plato и Ariel (их запустят в 2026 и 2029 годах) и аппарата Comet Interceptor, который направят к комете, впервые посещающей Солнечную систему.

МКС и освоение Луны и Марса

2,7 млрд выделено на программу Terrae Novae. В ее рамках Европейское космическое агентство осваивает низкую околоземную орбиту, Луну и Марс.

Ровер Rosalind Franklin (концепт). Источник: ESA

Министры стран-участниц подтвердили намерение ESA остаться на МКС до 2030 года. Также подтверждено строительство европейского спускаемого аппарата для высадки на Марс (ровера Rosalind Franklin), участие ESA в миссии Mars Sample Return и строительство лендера Argonaut. Он будет использован для доставки на Луну большого количество грузов и научных экспериментов.

Поддержка европейских ракет и развитие новых технологий

Особое внимание будет уделено обеспечению Европы независимого доступа в космос. ESA продолжит поддержку новых ракет Ariane 6 и Vega-C, а также создание многоразового грузового корабля Space Rider. В общей сложности на эти цели планируется потратить 2,8 млрд евро.

Прототип ракеты Ariane 6 на стартовой площадке космодрома Куру. Источник: ESA-Manuel Pedoussaut

Еще 1,9 млрд евро будет потрачено на проекты, целью которых является улучшение жизни на Земле. Что касается остальных расходных статей, то финансирование навигационных программ (спутники Galileo и FutureNAV) будет увеличено на 351 млн евро. Программы, которые занимаются исследованием с целью защиты Земли от различных опасных факторов космического происхождения, получат прибавку в виде 731 млн евро (речь идет о таких миссиях, как Vigil и Hera). Проекты, целью которых является развитие новых технологий и коммерциализация космоса, получат дополнительные 542 млн евро.