ESA одобрило строительство телескопа PLATO

Проект космической обсерватории PLATO (PLAnetary Transits and Oscillations of Stars) успешно прошел критический обзор, который включал в себя оценку производства, сборки и испытаний аппарата и его научных инструментов. Это дает возможность перейти к следующему этапу строительства нового телескопа, предназначенного для поиска планет у солнцеподобных звезд.

«Зеленый свет» для телескопа PLATO

Обзор проекта PLATO проводился в период с июля по декабрь 2021 года. В общей сложности в нем приняли участие свыше сотни сотрудников ESA. Во время оценки основной упор делался на потенциальных рисках, связанных с массовым производством оптических камер телескопа.

Сборка оптической системы PLATO. Источник: OHB

В итоге комиссия ESA пришла к выводу, что практически все аспекты проекта соответствуют заявленным целям. Это дает возможность перейти ко второй фазе постройки обсерватории, которой будут заниматься компании OHB System AG, Thales Alenia Space и RUAG Space System. Следующий важный этап намечен на 2023 год,  когда будет проведен критический анализ конструкции PLATO. После этого начнется его окончательная сборка.

Устройство и задачи PLATO

Проект PLATO (PLAnetary Transits and Oscillations of Stars) был выбран для реализации ESA в 2014 году. Он финансируется в рамках программы Cosmic Vision.  Обсерватория будет заниматься поисками экзопланет при помощи фотометрического метода путем поиска небольших изменений яркости звезд, вызванных транзитами обращающихся вокруг них планетоподобных тел.

Телескоп PLATO в испытательной камере ESA. Источник: ESA

«Глазами» нового телескопа станут 26 камер с апертурой 12 см, на которые установят по четыре ПЗС-матрицы, способные получать 20,3-мегапиксельные изображения. При совместной работе они дадут суммарное поле размером 2,11 гигапикселя, что станет рекордом за всю историю космических миссий.

Благодаря своему устройству PLATO будет иметь намного большее поле зрение, чем телескоп Kepler, и сможет изучать относительно яркие звезды. Камеры обсерватории разделят на две группы. 24 «нормальные» камеры должны делать снимки с интервалом в 25 секунд. Их целью станут светила, имеющие видимую звездную величину ниже 8ᵐ. Две «быстрые» камеры будут снимать с интервалом в 2,5 секунды — они предназначены для мониторинга светил со звездной величиной от 4 до 8ᵐ.

Запуск PLATO запланирован на 2026 год. Он будет выведен в точку Лагранжа L₂ системы Солнце-Земля (там же будет работать и телескоп James Webb). Основным приоритетом миссии станет поиск экзопланет в зоне обитаемости вокруг желтых карликов.

Напомним, что в 2029 году ESA также планирует запустить телескоп ARIEL. Основной целью аппарата станут исследования атмосфер теплых и горячих экзопланет в диапазоне от суперземель до газовых гигантов.