Последние дни кометы Цзыцзыньшань-1: когда и как ее увидеть

Часто бывает, что момент сближения с нашей планетой какого-то небесного тела оказывается «испорченным» из-за Луны, сияние которой не позволяет полноценно наблюдать слабые объекты. Именно это произошло с кометой Цзыцызньшань-1 (62P/Tsuchinshan), 29 января 2024 года пролетевшей от нас на расстояния 0,497 а.е. (74 млн км). В тот же день в 12° от нее на небе находился наш естественный спутник. Но уже в последующие дни его фаза достаточно уменьшится, и мы сможем увидеть, как «хвостатая гостья» удаляется от Солнца и Земли, постепенно теряя блеск.

З 11 января комета Цзыцзыньшань-1 движется по созвездию Девы в том же направлении, в котором движутся по небесной сфере Солнце и Луна. 16 февраля она пройдет точку стояния — с Земли это будет выглядеть, будто бы движение объекта на фоне звезд поменялось с «правильного» на обратное. Ее блеск при этом упадет примерно до 10-й звездной величины, на широте Киева она будет кульминировать в 50° над горизонтом. В таких условиях наблюдать «хвостатую звезду» можно будет лишь при благоприятных атмосферных условиях в местах, удаленных от источников искусственной засветки, в телескопы с диаметром объектива более 100 мм.

Комета Цзыцзыньшань-1, сфотографированная 5 декабря 2023 года. Автор изображения — Дэн Бартлетт

Двумя днями позже в «опасной» близости от кометы снова появится Луна, и увидеть ее станет совсем сложно. В противостояние Солнцу 62P/Tsuchinshan вступит 24 марта, к этому времени ее блеск упадет до 11-й величины. В следующий раз она вернется во внутренние области Солнечной системы в 2030 году. Но ближе, чем сейчас, она подлетит к Земле в январе 2088-го, когда благодаря гравитационным возмущениям ее перигелий «опустится» еще ближе к земной орбите.

Видимый путь кометы Цзыцзыньшань-1 по созвездию Девы в январе-феврале 2024 года. Источник: in-the-sky.org

Впрочем, если к середине XXI века человечество построит постоянное поселение на Марсе, комета Цзыцзиньшань-1 подарит редкое зрелище его обитателям: 1 апреля 2049 года по земному летоисчислению она приблизится к Красной планете на расстояние 0,016 а.е. (2,4 млн км) — это всего в шесть раз больше среднего радиуса лунной орбиты. Наблюдатели на марсианской поверхности увидят ее как большую зеленоватую туманность, суммарный блеск которой достигнет второй звездной величины, то есть она будет прекрасно видна невооруженным глазом — конечно, сквозь стекло скафандра…

Тем временем к Солнцу и Земле продолжает приближаться комета Понса-Брукса!