Curiosity и Perseverance не способны обнаружить жизнь на Марсе

Действующие марсоходы Curiosity и Perseverance активно ищут доказательства возможного существования микробной жизни на Красной планете. Но новое исследование показывает, что все попытки аппаратов обнаружить жизнь на Марсе могут быть бесполезными, ведь лабораторных мощностей на их борту просто недостаточно для идентификации крошечных признаков органики.

Perseverance
Марсоходы NASA Curiosity и Perseverance могут никогда не найти признаков жизни на Марсе

Орбитальные аппараты Viking, которые NASA отправила на Марс почти полвека назад, обнаружили, что на Красной планете была жидкая вода примерно три-четыре миллиарда лет назад. Более поздние миссии подтвердили эти выводы. Это открытие позволило предположить, что микроорганизмы могли когда-то существовать на влажной планете.

Однако два посадочных аппарата NASA Viking не обнаружили органических химических веществ в марсианском грунте, даже на уровнях одной части на миллиард. Самые новые и совершенные приборы современных марсоходов NASA Curiosity и Perseverance обнаружили только следы простых органических молекул в древних озерах и дельтах рек. Но эти соединения не являются надежным доказательством жизни — они могли быть созданы обычными геологическими процессами.

В чем проблема поиска жизни на Марсе?

Пока остается неизвестной точная причина отсутствия доказательств жизни на Марсе. Либо Красная планета всегда была бесплодной, либо отправленные туда зонды недостаточно чувствительны, чтобы обнаружить какие-либо сложные органические соединения. Чтобы помочь разгадать эту тайну, ученые испытали приборы, которые могли бы быть отправлены на Марс вместе с высокочувствительным лабораторным оборудованием.

Чтобы выявить проблему, исследователи проанализировали образцы камней в пустыне Атакама в Чили, одной из самых старых и сухих на Земле. Эти отложения, образовавшиеся в очень засушливых условиях примерно от 100 до 160 млн лет назад, очень напоминают марсианский кратер Езеро, который исследует сейчас Perseverance.

Curiosity
Поиск признаков жизни на Красной планете марсоходами NASA Curiosity и Perseverce

Современные лабораторные методы, используемые учеными, обнаружили смесь биохимических веществ как из вымерших, так и из живых микроорганизмов. Около половины последовательностей ДНК происходят из «темного микробиома» — то есть микробов, которые исследователи еще не описали должным образом. Но чтобы обнаружить такие биосигнатуры, понадобился прибор, который в 10 раз чувствительнее, чем инструменты на Curiosity и Perseverance.

Эти находки свидетельствуют о том, что марсианским зондам будет крайне тяжело, если не невозможно, вообще обнаружить различные виды органического вещества, ожидаемые на Красной планете, если микробная жизнь действительно существовала там миллиарды лет назад.

Ответ в миссии Mars Sample Return

Исследователи предполагают, что предстоящие миссии на Марс должны быть направлены на возвращение образцов с Марса на Землю, где они смогут пройти более точную проверку с помощью современного оборудования, которое есть у ученых, чтобы помочь решить загадку о том, существовала ли когда-нибудь жизнь на Марсе. NASA и Европейское космическое агентство стремятся осуществить это с помощью миссии Mars Sample Return в 2033 году.

Ранее мы сообщали о том, как Perseverance на Марсе произвел рекордное количество кислорода.