Частная миссия с арабскими астронавтами на борту отправилась к МКС

Частная миссия Axiom Space Ax-2 стартовала вечером в воскресенье на ракете компании SpaceX. На ее борту находятся двое астронавтов из Саудовской Аравии, американский бизнесмен и женщина, которая больше всего времени провела в космосе.

Старт миссии Ax-2
Старт миссии Ax-2. Источник: SpaceX

Миссия Ax-2 стартовала

Вечером 21 мая (23:37 по киевскому времени) со стартовой площадки 39А Космического центра имени Кеннеди стартовала ракета компании SpaceX. С ее помощью в космос была запущена вторая частная миссия компании Axiom Space. Первая состоялась год назад и прошла не без происшествий.

На этот раз трое космических туристов и командир экипажа летели на новой модификации корабля Dragon, которая называется Freedom. Этот полет стал для нее вторым. В первом она доставила на Международную космическую станцию экспедицию Crew-4.

Через 45 секунд после запуска первая ступень ракеты отделилась и совершила безопасную посадку. Еще через 12 минут корабль с астронавтами отделился от ракеты. Сейчас они находятся на орбите Земли и готовятся к стыковке с МКС, которая назначена на 15:24 по киевскому времени в понедельник.

Кто полетел к МКС

Среди четырех членов экипажа Ax-2 наибольшее внимание приковано к двум представителям Саудовской Аравии. Первый астронавт из этой страны полетел в космос еще в 1985 году. Но после него другие граждане этой арабской страны на орбите нашей планеты не бывали.

Экипаж частной миссии
Экипаж частной миссии. Источник: AP Photo/John Raoux

Первым из двух представителей Саудовской Аравии является капитан королевских ВВС Али Аль-Карни. Вторым — Райана Барнави. К ней в полете приковано особое внимание, поскольку она является не только первой женщиной-астронавтом из этой арабской страны, но и квалифицированным биологом-исследователем. Именно ей поручено провести в космосе эксперимент по выращиванию стволовых клеток, который потенциально может стать большим шагом вперед в лечении многих болезней.

Третьим членом экипажа Ax-2 является американский бизнесмен Джон Шоффнер. В миссии он выполняет роль пилота корабля. Для него этот полет станет воплощением мечты всей жизни. Что касается командира экипажа, то ею является сотрудница Axiom Space и бывший астронавт NASA Пегги Уитсон.

Уитсон интересна не только тем, что является главой программы пилотируемых полетов Axiom Space. Этот полет в космос станет для нее четвертым. За три предыдущих она провела на орбите суммарно 665 суток 22 часа и сейчас является женщиной, которая больше всех провела времени за пределами Земли.

Чем будут заниматься астронавты?

В целом четверо астронавтов проведут на МКС восемь суток. Они будут делить станцию с семью другими людьми, которые сейчас находятся на борту, но программа их исследований будет полностью независимой. В нее, в частности, входит наблюдение за собственными телами. Ученым из Translational Research Institute for Space Health (TRISH) очень интересно, как микрогравитация будет влиять на организм людей, которые проходили значительно более простую подготовку, чем та, что обычно получают астронавты.

Кроме того, члены экспедиции проведут на МКС еще около 20 экспериментов. Они охватывают широкий спектр вопросов — от исследований ДНК и рака до образования облаков, вызывающих дождь. Кроме того, предусмотрены образовательные программы, способствующие привлечению к STEAM (наука, технологии, инженерия, искусство и математика) людей по всему миру.