Атмосфера Венеры бережет планету от приливного захвата

Массивная атмосфера Венеры движется очень быстро. Она тормозит суточное вращение планеты и не позволяет ему сравниться с продолжительностью года. Таким образом планета избегает приливного захвата.

Атмосфера Венеры тормозит ее вращение
Атмосфера Венеры тормозит ее вращение. Источник: JAXA/ISAS/AKATSUKI PROJECT TEAM

Атмосфера Венеры влияет на ее вращение

Ученые пришли к выводу, что атмосфера Венеры существенно влияет на ее вращение. Большинство планет вращаются вокруг своей оси быстрее, чем вокруг Солнца. Но с нашей ближайшей соседкой все наоборот. Один год на ней длится 224 суток, а местный день в 243 раза длиннее земного.

Причиной этого является сочетание влияния Солнца и атмосферы, тяжелее земной в 10 раз. По расчетам исследователей, приливные силы нашего светила вообще должны уравнять периоды вращения Венеры вокруг оси и вокруг Солнца. Обычно так и бывает с приливно захваченными телами: их период вращения все время увеличивается. Прекращается это в момент, когда одна сторона планеты оказывается всегда повернутой к светилу.

Но атмосфера Венеры не только плотная, она еще и вращается вокруг планеты всего за четыре земных дня. При этом делает это в сторону, противоположную относительно остальной планеты. Поэтому трение газовых масс все время тормозит Венеру, и она избегает ситуации приливного захвата.

Почему новые выводы важны

Ситуация с Венерой достаточно уникальна для Солнечной системы. У других каменистых тел атмосфера — лишь тонкий слой, масса которого незначительна по сравнению с планетой. Новое исследование показывает, что более массивные атмосферы необходимо учитывать при моделировании эволюции планетарного вращения.

Особенно это важно для экзопланет. Среди 5000 уже открытых миров за пределами Солнечной системы немало тех, что вращаются вокруг красных карликов. Планеты в «зоне жизни» этих звезд во многих случаях оказываются приливно захваченными. Поэтому существует опасение, будто они непригодны к жизни из-за того, что на одной стороне всегда жаркий день, а на другой — ледяная ночь.

Массивная атмосфера может затормозить вращение экзопланеты вокруг оси до времени большего, чем продолжительность ее года, как это происходит с Венерой. Для экзопланет это будет означать, что сутки будут продолжаться несколько дней, но все же нормальная смена дня и ночи будет происходить.