Астрономы нашли самый молодой пульсар

Астрономы нашли в отдаленной карликовой галактике необычно мощный радиоисточник. По их мнению, им может быть самый молодой пульсар, известный людям.

Самый молодой пульсар
Пульсар в туманности. Источник: Сhandra.harvard.edu

Радиоисточник в далекой галактике

Астрономы, работающие с Очень большим массивом антенн Национального научного фонда имени Карла Янского (VLA), недавно открыли яркий радиоисточник, зафиксированный на большом расстоянии от нас.

Карликовая галактика SDSS J113706.18-033737.1, в которой он находится, имеет массу примерно в 100 млн масс Солнца и расположена на расстоянии 395 млн световых лет от Млечного Пути. Сейчас в ней активно идут процессы звездообразования, благодаря чему она стала достаточно заметной.

Источник, получивший обозначение VT 1137-0337, отсутствует на первом обзоре этой галактики, состоявшемся в 1998 году. Но он есть в данных, собранных в 2018, 2019, 2020 и 2022 годах. Некоторое время ученые строили догадки о том, что это такое. Предполагалось, что это может быть сверхновая, гамма-вспышка или звезда, которую разрывает на куски черная дыра. Однако единственным по-настоящему достойным кандидатом оказался молодой пульсар, окруженный туманностью.

Самый молодой пульсар

Ученые собрали достаточно данных для того, чтобы утверждать, что VT 1137-0337 — самый молодой известный человечеству пульсар. Он появился на небе менее 20 лет назад. Но это не значит, что создавшая его сверхновая взорвалась в это время.

Это могло произойти еще 60 — 80 лет назад. Большая часть массы умирающей звезды тогда образовала туманность, блокировавшую излучение пульсара. Но со временем она расширилась, и радиоволны стали проходить сквозь нее. В любом случае несколько десятилетий — это буквально вчера по космическим меркам. Хотя, с другой стороны, расстояние почти в 400 млн световых лет значит, что на самом деле сверхновая взорвалась еще до того, как на Земле появились первые динозавры.

Рождение пульсара
Этапы образования пульсара в туманности. Источник: Рhys.org

Причиной очень сильного радиосигнала от VT 1137-0337 является именно туманность. Магнитные силы от нейтронной звезды разгоняют в ней заряженные частицы, и они излучают энергию. Кроме того, может оказаться, что это поле достаточно сильное, и тогда объект будет магнетаром. Возможно, быстрые радиоимпульсы порождаются именно такими объектами.