Археологи раскритиковали организаторов полета костей в космос

Ряд археологов и антропологов выступил с критикой полета окаменелых костей предков человека в космос на борту «челнока» компании Virgin Galactic. Его организовали с целью почтить стремление человека в космос. Но сейчас специалисты говорят о неуважении, введении в заблуждение и неравенстве исследователей в доступе к этим артефактам.

Кости Australopithecus sediba, из-за которых археологи подняли шум
Кости Australopithecus sediba, из-за которых археологи подняли шум. Источник: www.space.com

Кости, полетевшие в космос

Акция по отправке в космос окаменелых костей предков человека подверглась сокрушительной критике со стороны многих археологов и антропологов. Суборбитальный полет окаменелостей состоялся на борту «челнока» Unity, который принадлежит компании Virgin Galactic. Таким образом организаторы пытались, по их словам, почтить извечное стремление людей в космос.

Однако не все ученые, которые занимаются изучением прошлого человечества, одобрительно восприняли это событие. При этом главным образом их критика направлена не столько на Virgin Galactic, сколько на непосредственных организаторов полета.

Ими стали выдающийся антрополог Ли Бергер и его сын Мэтью, также являющийся первооткрывателем гоминида Australopithecus sediba, кости которого и летали в космос. Критике подвергся и южноафриканский миллиардер Тимоти Нэш, который возил их в космос в собственном кармане.

Из-за чего беспокоятся археологи?

Полный перечень претензий к Ли Бергеру и его окружению подытожил в своем посте в сети X Алессио Внециано. По его словам, их можно разделить на четыре группы:

• отсутствие научного обоснования полета
  • этические проблемы, связанные с отсутствием должного уважения к предкам человека
  • доступ Бергера к окаменелостям, которого не имеют другие исследователи
  • искажение практики антропологии

Суть первого пункта обвинений понять достаточно просто. Бергер-старший получил кости от музея, заверив всех, что берет их с научной целью. Однако ценности для исследований полет в космос не представляет.

Вторая группа вопросов связана с тем, что кости, которые летали в космос, являются не просто окаменелостями, а принадлежали предкам людей. В этом случае просто так взять их из музея и отправить в рискованное путешествие, согласно современным юридическим и этическим нормам, тоже нельзя. Но похоже, что Бергер просто обошел большинство требований, считая, что кости принадлежат не людям, а животным.

Имел ли право Бергер распоряжаться костями

Третья и едва ли не самая большая группа претензий касается того факта, что ко всему вышеуказанному в обосновании возможности полета Бергер указал также, что кости неоднократно описаны в статьях. При этом он забыл упомяуть, что это касается только его самого.

Остальные исследователи до сих пор практически не имеют доступа ни к самим окаменелостям, ни к участкам земли, на которых они были найдены. Кроме того, антропологи и археологи ставят Бергеру в вину то, что ни один из них подобную акцию просто не смог бы организовать.

Дело в том, что Тимоти Нэш является сыном южноафриканского магната и купил себе билет одним из первых. При этом он уже много лет друг семьи Бергеров. То есть фактически старый археолог организовал себе пиар-акцию, воспользовавшись для этого своими личными связями.

Со всем вышеперечисленным палеоантропологи связывают тот факт, что земля, на которой Бергер нашел все кости, много лет принадлежит лично ему. И он явно нацелился превратить ее в объект палеотуризма. Отсюда остальные ученые и делают вывод, что его поступок искажает палеоантропологическую науку и превращает ее в его личный бизнес.