Завершена установка солнцезащитного экрана зонда Parker

Космические технологии

В начале августа с космодрома на мысе Канаверал будет запущена ракета Delta IV Heavy. Она выведет в космос аппарат Parker Solar Probe (PSP). Ему предстоит сделать то, что еще не делал ни один другой земной посланец в истории. PSP приблизится к нашему светилу на дистанцию всего в 5,9 млн км. Это почти в восемь раз ближе, чем минимальное расстояние между Солнцем и Меркурием.

Фактически, орбита PSP будет пролегать через верхние слои солнечной атмосферы. В момент прохождения перигелия зонд разгонится до скорости 200 км/с, что сделает его самым быстрым рукотворным объектом в истории. На борту PSP размещены приборы для измерения скорости и направления движения заряженных частиц солнечного ветра, изучения солнечной плазмы и магнитных полей. Также зонд оснащен телескопом, предназначенным для получения прямых изображений солнечной короны и внутренних структур гелиосферы.

Parker Solar Probe в представлении художника. Источник: Johns Hopkins University Applied Physics Laboratory

Основную угрозу для миссии представляет солнечное излучение. В перигелии его интенсивность будет почти в 500 раз больше, чем на околоземной орбите. Поэтому PSP необходим солнцезащитный экран. 27 июня специалисты NASA установили его на зонд.

Диаметр солнцезащитного экрана PSP составляет 2,4 м, толщина — 11,5 см. Он составлен из двух композитных панелей, пространство между которыми заполнено специальной углеродной пеной. На 97% она состоит из воздуха. Поэтому, общий вес экрана составляет всего 73 кг. Обращенная к Солнцу сторона экрана также покрыта специальным белым составом, который должен отражать как можно большую часть его излучения.

Монтаж солнцезащитного экрана зонда Parker. Источник: NASA/Johns Hopkins APL/Ed Whitman

Экран PSP должен выдержать нагрев в 1400 °C и обеспечить приборам аппарата рабочую температуру в 30 °C. Единственная часть зонда, которая будет выходить за пределы экрана — солнечные батареи. Они обладают складывающейся конструкцией и оснащены специальной системой охлаждения. Бортовые системы PSP будут самостоятельно следить за тем, чтобы экран и батареи находились в правильном положении и при необходимости вносить корректировки. Предполагается, что солнечный зонд Parker станет одним из самых автономных космических аппаратов, когда-либо запущенных в космос.

Планируемые орбиты Parker Solar Probe. Источник: JHUAPL

Стоит отметить, что для того, чтобы подобраться к Солнцу на рекордное расстояние, PSP потребуется совершить семь гравитационных маневров в окрестностях Венеры, которые погасят его орбитальную скорость. Последний из них запланирован на декабрь 2024 г. После его осуществления, зонд выйдет на гелиоцентрическую орбиту с периодом 88 суток и перигелием в  0,04 а.е. (5,9 млн км). Ожидается, что зонд сумеет выдержать как минимум три рекордных сближения с Солнцем, прежде чем его миссия подойдет к концу.