Земля и Солнце: кто кого переживет?

Вопрос о том, когда наконец погаснет Солнце, беспокоит людей с древнейших времен. Один из наибольших кошмаров человечества — остаться без главного (а иногда единственного) источника тепла и света. Теперь мы знаем, что до начала превращения в красного гиганта нашему светилу осталось около 4,5 млрд лет, хотя некоторые исследователи называют и более длительные сроки. Причем на последующих стадиях своей эволюции оно около миллиарда лет будет излучать гораздо мощнее, чем сейчас. Но есть и плохие новости: Земля останется пригодной для жизни значительно меньшее время.

Жить на нашей планете станет невозможно не из-за угасания Солнца — главной проблемой окажется то, что со временем оно будет становиться все ярче. Благодаря этому уже через 1,3 млрд лет средняя температура земной поверхности возрастет до совершенно непригодной для существования человека (разве что Homo sapiens сумеют эволюционировать в некий более «термостойкий» биологический вид). Впрочем, похоже, что многие организмы — в первую очередь одноклеточные — смогут приспособиться к новым условиям, но в итоге и это им не поможет.

Примерно через 2 млрд лет с настоящего момента Земля нагреется до точки кипения воды. После этого океаны достаточно быстро испарятся, образованный водяной пар приведет к усилению парникового эффекта, и Земля станет больше похожа на нынешнюю Венеру. Остатки водоемов некоторое время будут «держать» высокая концентрация солей, и в них, возможно, будут существовать последние живые клетки — из тех, которые современные биологи называют «экстремофилами». Сейчас такие бактерии находят, например, в жерлах подводных вулканов или глубоко под землей. В будущем такой «экстремальной средой» станет вся планета.

Детальное изучение солнцеподобных звезд на разных стадиях их развития позволяет утверждать, что с большой вероятностью после превращения Солнца в красный гигант его радиус возрастет более чем в сто раз, и Земля, в конце концов, окажется им поглощена. Очевидно, такая же судьба ожидает Меркурий, Венеру, и почти наверняка — Марс. Если за всеми этими процессами и будут наблюдать далекие потомки человечества, они будут делать это с большого расстояния и с помощью роботов-разведчиков, специально оставленных в Солнечной системе.

А далее внешняя атмосфера нашего светила, постепенно расширяясь в виде планетарной туманности, рассеется в космическом пространстве, и от него останется горячее сверхплотное ядро сравнительно небольших размеров — белый карлик. Еще несколько сотен миллионов лет его продолжит разогревать гравитационное сжатие, после чего он будет только охлаждаться. Возраст Вселенной к тому времени уже приблизится к 25 млрд лет…

Вы также можете посмотреть наиболее детальные изображения солнечной поверхности, полученные наземным телескопом.