Захватывающие фотографии Марса рассказали о таинственном прошлом планеты

Камера HiRISE (High Resolution Imaging Science Experiment) на борту Mars Reconnaissance Orbiter прислала захватывающее фото поверхности Марса. На снимке запечатлен кратер Дэниелсона, к северу от экватора планеты. Этот регион представляет большой интерес для космических геологов из-за слоистых отложений, выстилающих кратер.

Террасы кратера Дэниелсона
Террасы кратера Дэниелсона. Фото: NASA/JPL/Arizona

Слоистые отложения можно найти по всему Марсу. Но кратер Дэниэлсона содержит одни из самых впечатляющих и лучше всего сохранившихся. Еще более увлекательно то, что они кажутся равномерно расположенными, с разным уровнем эрозии. Более прочные слои образуют ступени, а слабые материалы находятся внутри них. Ровность этих слоев означает, что они не могут быть созданы в результате случайных процессов, таких как столкновения. Скорее ученые думают, что слои откладывались в результате регулярно повторяющихся процессов в прошлом.

«Циклические изменения в свойствах отложений сделали одни слои более устойчивыми к эрозии, нежели другие. Спустя эоны времени эти более прочные слои выступили наружу, как ступени лестницы. По этим ступеням ветры распыляют песок, что приводит к появлению узоров, похожих на полосы зебры», – объясняют в NASA.

Разломы на поверхности в кратере Дэниелсона
Разломы на поверхности в кратере Дэниелсона. Фото: NASA/JPL-Caltech/UArizona (2012 год)
Разломы на поверхности в кратере Дэниелсона
Разломы на поверхности в кратере Дэниелсона. Фото: NASA/JPL-Caltech/UArizona (2019 год)

При приближении были найдены области горных пород, которые испещрены трещинами. Ученые изучили эти разломы и определили, что, поскольку куски идеально подходят друг к другу, это произошло после того, как отложения уже превратились в горную породу. Однако остается неясным, как именно образовались отложения.

Некоторые ученые предположили, что периодический процесс мог быть результатом изменений климата, связанного с вариациями орбиты Марса. Другое исследование предполагает, что причиной может быть подъем грунтовых вод. Тем временем орбитальные аппараты с высококачественными камерами, такие как HiRISE, помогают раскрыть захватывающую историю Марса.

HiRISE
High Resolution Imaging Experiment известный как HiRISE. Фото: NASA

Напомним, что ранее ESA отказалось от сотрудничества с россией по программе ExoMars.